Они пишут, как умеют…
Формально здесь всё, как и у профессиональных собратьев: постоянно действующие литобъединения (иные даже с собственными уставами), творческие планы и программы, жаркие обсуждения своих произведений, встречи с читателями, конкурсы и фестивали, свои энергичные лидеры-организаторы, свои местные «мэтры» и – куда деться? – свои графоманы… И, конечно, выходят книжки, издаваемые то за свой счет, то благодаря спонсорам, а если особенно повезет – то и при финансовом содействии местных властей. Правда, почти поголовно в пресловутой «авторской редакции».
Читатели-земляки своих литераторов знают и любят, за пределами же районов или городков их имена мало кому известны. Но, как правило, к громкой славе здесь и не стремятся. И когда поближе знакомишься с этими людьми, невольно проникаешься симпатией и уважением к их искреннему и бескорыстному стремлению служить музам, сеять своими строками «разумное, доброе, вечное».
Другое дело, что высоким художественным качеством большинство их произведений, к сожалению, не блещет. Но винить ли в том авторов из глубинки? Они пишут, как умеют, совершенствоваться (хотя и не все) стремятся, но до серьезной литучебы – да что там учебы? – обычной редакторской помощи руки практически ни у кого не доходят.
«Жаворонки», «Радуга» – славные имена
И тем не менее по упрямому закону перехода количества в качество время от времени появляются и в глубинке – кинешемской, шуйской, лежневской и так далее – интересные, самобытные авторы. (Об одном из них, даровитом прозаике из Пестяков Валерии Семченко, 17 ноября мы рассказывали в нашей «Литературной странице».) И отдельные книги или коллективные сборники, выходящие здесь, пусть и не всегда ровные по литературным достоинствам, читаются не без обнадеживающего интереса.
Кохомское литературное объединение «Жаворонки», с которым автору этих строк довелось с недавних пор сотрудничать в качестве общественного консультанта от областной писательской организации, довольно типично для районного уровня. Постоянных участников в нем немногим более десятка, это люди разных профессий (в основном негуманитарного профиля) и возрастов. Как и везде, немало среди них пенсионеров. Типичны и авторские устремления преимущественно в поэзию.
«Душа» и «мотор» литобъединения – его председатель Владимир Рубцов, в прошлом человек военный, и его заместитель Наталья Цикулина, директор местного исторического музея. В основном именно благодаря их энтузиазму вот уже несколько лет регулярно выходит многостраничная газета литобъединения (набирают на компьютере, распечатывают на принтере), где найдешь самую подробную информацию о разнообразной (и, кстати, четко планируемой) деятельности ЛИТО, свежие тексты его участников, рассказы о собратьях по перу, дискуссионные и учебно-просветительские материалы…
С завидной настойчивостью кохомчане ищут – и находят-таки! – возможности для выхода к читателям со страниц персональных или коллективных сборников, а также альманаха «Радуга», четвертый выпуск которого сейчас находится в печати. Они работают, пробуют, дерзают – а это вовсе не так уж мало.
Книжка за книжкой – разве это плохо?
Вот только несколько книг, выпущенных участниками ЛИТО «Жаворонки» в самое последнее время.
Коллективный поэтический сборник «Память о войне – от поколения к поколению», посвященный 70-летию Великой Победы, разошелся так стремительно, что пришлось срочно готовить и второе, дополненное его издание. В сборник вошли стихи не только самих участников литобъединения, но и других поэтов-земляков, а также скромные, но идущие от сердца строки ветеранов войны и труда и рядом с ними – пробы поэтического пера юных школьников-кохомчан.
Несомненной авторской удачей – и по содержанию, и по языку – можно назвать книжку прозы Бориса Добротворского «Петькины рассказы». В коротких новеллах, сюжетно объединенных судьбой сквозного главного героя, масса очень живых бытовых сцен и ситуаций, точных подробностей, выписанных живо, выпукло, часто с доброй иронической или, напротив, язвительной интонацией.
Вслед за книжкой «Корзинка со стихами», получившей хорошие отзывы в критике, свой второй поэтический сборник «Четыре пути» выпустил Анатолий Горбунов – сегодня самый, пожалуй, интересный поэт в литобъединении. Ко многим его стихам уже вряд ли применимо определение «любительские». Как, безусловно, и к стихам Петра Клубникина (он работает несколько особняком от ЛИТО, но тоже в его орбите), собранным в новой книге «Солнечные дали».
Сборник лирических стихов Натальи Цикулиной «Бабье лето» (ее пару лет назад выпустил в свет фурмановский «Издательский дом Николаевых») должен быть упомянут здесь как своего рода предтеча серьезного издательского проекта, осуществляемого сейчас кохомчанами при добром содействии издателя. В специальной серии «Библиотечка ЛИТО «Жаворонки» уже вышла к читателю первая поэтическая книжка Дмитрия Фёдорова с задорным названием «Хочу быть Жаном Бельмондо».
На ближайшем подходе еще две книги этой серии – проза Олега Водолазова и стихи Владимира Рубцова. Хочется отметить, что обе эти книги вопреки сложившейся у многих местных авторов привычке прошли редакторскую подготовку, что, возможно, станет примером и для других.
Этого, к сожалению, нельзя сказать о вышедшей ранее очередной книге одаренного кохомского поэта Валентина Удалова – сборнике басен «Калейдоскоп». Она, наверное, заслуживала бы далеко не худшей оценки – по присущим автору живости поэтического слога, умению найти в древнем жанре свои, нетривиальные темы и сюжеты. Если бы, опять-таки, не застарелая «болезнь» – опрометчивое стремление издаваться в «авторской редакции». В книге огромное количество орфографических, пунктуационных, а то и стилистических погрешностей, и это делает печально-комичной помету в ней: «Воспроизведение <…> без письменного согласия автора запрещается». Думается, автор озаботился зря – уж на такой-то текст вряд ли кто покусится…
«Литературная глубинка»… Со всеми ее творческими порывами и удачами, слабостями и промахами она все-таки реальный факт единого литературного процесса, и не замечать того, что в ней происходит, вряд ли правильно. Ведь никому не дано предугадать, откуда придут к нам новые Есенины или Рубцовы, Шолоховы или Шукшины. Слишком громко сказано? Но ведь и иные великие реки берут начало из совсем неприметных родничков…