Почему учителя «сгорают» на работе?

29 января 2016 11:45

Майскими указами президента от 2012 года было предписано довести зарплаты учителей до уровня средней зарплаты по региону. В нашей области этот процесс практически завершен. Но многие педагоги уверены, что имеет место формальный подход: зарплаты действительно выросли, но для того, чтобы получать свои 18-20 тысяч рублей, человеку приходится отдавать работе гораздо больше времени и сил, чем предусмотрено нормативами.

В школе приходится чуть ли не ночевать

«В прошлом году я получала около 18 тысяч рублей, так как помимо основной ставки вела еще и ставку социального педагога. Я буквально пропадала на работе, – говорит учитель начальных классов ивановской школы № 55 Елена Гаврилова. – Но в этом году мне пришлось отказаться от второй ставки: серьезно заболел муж, его нельзя надолго оставлять одного. И зарплата у меня существенно упала. Получаю около 13 тысяч вместе со всеми надбавками и стимулирующими выплатами».

И это не единичный пример. Учителя практически поголовно жалуются на большие нагрузки, приводящие к хронической усталости, депрессии и даже синдрому эмоционального выгорания – самому страшному, по мнению психологов, состоянию, при котором человек теряет профессиональные навыки. Педагоги старшего возраста с ностальгией вспоминают прежние времена, когда зарплата определялась тарифной сеткой.

«Доходы были невелики, но и возможностей для самореализации было намного больше. Мы много времени посвящали детям, ходили в походы, устраивали праздники. Сегодня работа учителя превратилась в гонку», – уверена педагог с 40-летним стажем, а теперь пенсионерка Валентина Цветкова.

Давайте разберемся

Сегодня в образовательной системе России действует так называемая НСОТ – новая система оплаты труда. Все учебные заведения страны окончательно перешли на нее в 2013 году. Ивановская область стала одной из первых, отказавшихся от тарифной системы.

По словам замначальника департамента образования Натальи Соколовой, смысл идеи перехода на НСОТ был очень хорош: отказаться от уравниловки при начислении зарплаты. «В педагогику приходят разные люди. Один учитель по минимуму выполняет свои обязанности, но получает при этом большую зарплату за выслугу лет. А молодой педагог горит желанием работать, но зарплата у него так мала, что энтузиазм пропадает. Именно такая система действовала при тарифной сетке. Сегодня хорошие деньги получает только тот педагог, который реально работает, и разброс может быть очень большим», – говорит Наталья Геннадьевна.

Зарплата учителя состоит из трех частей: базовый оклад, специальная часть и стимулирующие выплаты. Ставка учителя – 18 часов в неделю, а величина оклада зависит от количества учеников в классе и статуса школы. В специальную часть входят коэффициент за стаж, квалификацию и т. д. Сумма стимулирующих выплат варьируется в зависимости от достижений учителя: победы его учеников в олимпиадах и конкурсах, активной общественной работы и т. п. То есть месяц от месяца эти суммы могут меняться. Поэтому педагоги, которые стремятся больше заработать, берут больше часов, а это порой значительно расширяет круг их обязанностей. Тяжелее всего приходится учителям иностранного языка, труда, информатики: на эти предметы классы разбивают на подгруппы и оклады за 18 часов получаются очень маленькие.

Прибавилось и бумажной работы

«Во-первых, всем учителям приходится вести два журнала – бумажный и электронный. Во-вторых, мы сейчас сами пишем программы. В-третьих, классным руководителям приходится заполнять портфолио на каждого ученика, писать отчеты о внеурочной деятельности школьников и многое другое», – говорит преподаватель немецкого языка Светлана Фадеева (фамилия по просьбе педагога изменена).

Ситуация с бюрократизацией учителей настолько серьезна, что ею заинтересовался президент Владимир Путин. По его поручению проводится мониторинг в системе образования по всей стране, в том числе и в нашем регионе. Активисты ОНФ насчитали более 10 инстанций, которые постоянно запрашивают информацию у руководства школ по тому или иному поводу. И сбор ее опять ложится на плечи педагогов.

В суде требуют доплату за испорченные голосовые связки

Учителя редко протестуют против сложившегося порядка. И всё-таки примеры противостояния есть. В школе № 41 облцентра практически весь коллектив учителей потребовал доплат за сверхперегрузки ("Учителям не доплачивают за переработки"). Их дело рассматривается в суде. По словам руководителя инициативной группы, учителя рисования Феликса Павловского, педагог должен получать зарплату, сопоставимую со средней по региону, исходя именно из базовой нагрузки в 18 часов. Все часы, которые он отрабатывает сверх положенных по закону, должны считаться сверхурочными и оплачиваться в повышенном размере. Также педагоги должны получать доплаты за вредность – в частности, 4% к окладу за нагрузку на голосовые связки. Помимо этого педагоги требуют дополнительные дни к отпуску (в зависимости от стажа).

Ивановское управление образования приводит свои доводы. Оно ссылается, в частности, на методику расчета зарплаты, которая является приложением к федеральной программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда.

Языком цифр
  Средняя зарплата по региону, руб. Зарплата в сфере общего образования, руб. Средняя зарплата учителей, руб.
2014   20552 17904 20338
2015 (без учета декабря) 20699 18548 20677

Читайте также
Вичугский пилот увел падающий самолет от чувашского села
Натюрморт как портрет человека
Принуждать к чтению – подход неверный