В Иванове возрождают ручное ткачество

11 января 2016 13:11

В небольшой мастерской, которая находится под крышей старинного особняка, пахнет свежим деревом. В деревянный станок заправлены желтоватые шерстяные нити, а на челноке, уютно примостившемся на опушке готовой ткани, намотана коричневая нить. Полотна, согретые теплом рук, создаются здесь точно так же, как много веков назад: медленно, вручную, из натурального сырья.

Не только ткут, но и шьют обувь

Братья-близнецы Илья и Михаил Стариковы переехали в Иваново из Челябинска несколько месяцев назад и продолжили здесь заниматься своим хобби, которое со временем переросло в профессию. А началось всё с увлечения исторической реконструкцией раннего Средневековья. Братья стали делать исторические костюмы и их атрибуты. Михаил плотно взялся за кожевенное ремесло: освоил не только изготовление украшений, ножен и других изделий из натуральной кожи, но и шитье обуви – как исторической, так и вполне современной. А главным своим достижением он считает изготовление юрты в натуральную величину.

Но кожевенное производство, по словам братьев, более популярно и распространено, чем профессиональное ткачество. Например, в Ивановской области ткачей, которые создавали бы ткани вручную, практически нет. Так что Стариковы здесь, можно сказать, законодатели моды.

В основном Илья и Михаил ткут достаточно толстые, грубые полотна, для того чтобы потом заказчики шили из них исторические костюмы – как правило, верхнюю одежду. «На создание вот такого семиметрового полотна, которое сейчас находится в станке и еще не закончено, у нас ушло около недели», – говорит Илья.

Бранное ткачество напоминает вышивку

Процесс ткачества действительно довольно медленный и однообразный. Шерстяные нити, которые Стариковы заказывают специально, из мотков сначала наматывают на сновальный станок, напоминающий огромный барабан с деревянными ребрами, из которых торчат гвозди. Затем нити перематывают на большой вал в ткацком стане и правильно «заряжают» их, продевая сквозь ремизки (устройства, которые поднимают или опускают ту или иную нить в процессе ткачества). С другой стороны станка выходит плотное, аккуратно сотканное полотно с интересным ромбическим рисунком.

Бранное ткачество.

Процесс ткачества выглядит точно так же, как несколько веков назад. Ткач садится на специальную скамеечку, нажимает на одну или несколько педалей (раздается характерный скрип дерева), одни нити поднимаются, другие – опускаются. В возникший зев (пространство между нитями) продевается большой челнок, внутри которого намотана нить темно-коричневого цвета. Чем сильнее нажатие нити, тем плотнее переплетение, а значит, теплее и прочнее ткань. Из-за разницы в плотности из одного и того же количества нитей может получиться более длинное или короткое полотно. «Сейчас мы создаем шерстяное полотно шириной около 40 сантиметров, из которого потом будет сшит какой-нибудь костюм», – поясняет Илья.

Рядом на столе стоит небольшой ткацкий станок, куда заправлены белые нити, а в челноке намотана красная. «Это даже не настоящий станок, а модель, – рассказывает Илья Стариков. – Мы используем ее на мастер-классах, когда нужно наглядно показать процесс бранного ткачества». «Бранное» – от слова «брать», «набирать». Небольшой бранницей (деревянной дощечкой, формой напоминающей челнок) ткач подхватывает нужное количество нитей, ставит бранницу на ребро и просовывает челнок в зев. Постепенно из аккуратно уложенных одна к другой красных и белых нитей получается рисунок – красные цветы. Такими рисунками, напоминающими вышивку, украшали рубахи на Руси. Процесс ткачества на этой модели получается наглядным, но Илье не очень нравится считать нити, его привлекают технологически более сложные процессы, то есть настоящее ткачество, со сложным переплетением нитей, двигающихся от нажатия педалей, со сложным рисунком.

Полотна отправляют за границу

Кстати, станок, на котором ткут братья, Илья собрал сам. «Я по образованию инженер-физик, и это мне очень помогло, – рассказывает он. – Никто меня этому не учил, всё брал из Интернета. Первый станок получился не идеальным, но рабочим. Правда, прожил он у меня не больше года: конструкторская мысль продолжала работать и я постоянно пытался его усовершенствовать. Наконец, станок перестал выдерживать все мои придумки, и я решил, что пора строить новый. Его, правда, постигла та же участь». Так Илья создал несколько станков, каждый из которых был в чем-то совершеннее предыдущего. Но их пришлось оставить в Челябинске.

Стан в Иванове сделан из дерева с металлическими деталями (последние покупались на ивановских заводах). «На старинных станках в ремизках использовались капроновые нити, но это очень неудобно, и мы решили заменить их на металлическую проволоку. А в остальном наш станок в точности повторяет те, которые были в ходу несколько веков назад», – говорит Илья. Но и его братья постоянно совершенствуют.

В Средние века синтетики не знали, и Стариковы ее не используют. Ткут исключительно из натуральной шерсти, добавляя искусственные нити разве что в ткани, предназначенные для современных вещей: шарфиков, например. Полотна получаются теплыми, толстыми, мягкими. По аккуратности ничем не отличаются от магазинных. Только кажется, что полотна, набранные вручную по одной ниточке, больше греют, так как хранят тепло рук создателей.

Кстати, красят ткани молодые люди тоже сами: корой дуба и крушины, индиго. А для закрепления пигмента, как в Средневековье, используют квасцы: соли металлов. Основные цвета – синий, красный, желтый, коричневый (то время не отличалось буйством красок). Кроме того, нательное белье на Руси, например, не красили вообще, так как оно часто стиралось и краска сходила. Зато на праздники, как правило, приберегался самый яркий наряд.

Сырье для окраски ткани (чаще окрашивается уже готовое полотно, а не отдельные нити) Стариковы закупают специально на Алтае и Кавказе, а также в Китае. «К сожалению, ни в Челябинской области, ни в Ивановской нужные нам растения, из которых делают краски, не растут», – говорит Илья.

В основном из тканей молодых мастеров шьют костюмы раннего Средневековья. Сейчас историческими реконструкциями занимаются очень многие, не только в России, но и в мире. Так что Стариковым заказывают ткани даже из-за рубежа: из Германии, Англии, Ирландии, Дании, Бельгии, Италии, Америки. С годами братья берутся за всё более сложные заказы.

В мечтах у них – расширить производство и создать большой цех. «Всё натуральное, да еще и сделанное своими руками, сейчас очень ценится. Думаю, наше начинание будет иметь успех», – говорит Илья Стариков.

Читайте также
Делегация выпускников Интердома из Китая посетила Ивановскую область
Воспитанница ивановского детдома получила Гран-при всероссийского фестиваля
"Защитники Отечества" помогают ветеранам СВО приобщиться к фермерству