Областная станция переливания крови: этот подвиг забыть невозможно…

6 мая 2015 16:33

Лето 1941 года… Страна охвачена войной, враг наступает по всем направлениям, бойцы Красной армии тысячами гибнут под фашистскими пулями, отстаивая метры родной земли. А в это время не менее отчаянная и напряженная битва ведется в самом центре России, на Ивановской станции переливания крови: битва микроскопов, пробирок и колб. Ученые отчаянно пытаются решить научные проблемы, связанные с переливанием и хранением крови, чтобы обеспечить ее бесперебойную поставку на фронт. Они добиваются впечатляющ

Первый холодильник для хранения крови сделали сами

А ведь станция была организована всего лишь за 9 лет до начала войны – в 1932-м. До 1939 года учреждение имело статус филиала Центрального института переливания крови, затем получило название «Ивановская областная станция переливания крови», сохранившееся по сей день, и было переведено в отдельное здание на улице Театральной. Первым директором станции стал Адольф Наумович Стыскин. Именно он вместе с немногочисленной группой ученых-единомышленников почти с нуля создал учреждение, которое сегодня по праву считается одним из лучших и самых эффективных в России. Первоначально сотрудникам приходилось работать в очень стесненных условиях: под станцию отвели бывший изолятор во второй городской больнице. В таких условиях даже холодильник был несбыточной мечтой. Ученые соорудили его сами: это был железный ящик с двойными стенками, между которыми закладывался лед.

Из воспоминаний Николая Флоренского, который стоял у истоков основания Ивановской станции переливания крови (впоследствии – профессор, доктор медицинских наук):

- В то время в Ивановскую промышленную область входили Ярославская, Владимирская и Костромская. Было указано во всех этих районах организовать опорные пункты по переливанию крови, и туда мы выезжали… Мы проводили там семинары по переливанию крови, обучали методике определения групп крови, проводили показательные переливания. Опорные пункты были организованы также в Вичуге, Кинешме, Собинке, Шуе, Тейкове, Родниках…

О переливании крови в те годы знали немного. Но постепенно сотрудники станции налаживали работу, в том числе и просветительскую: ведь население Советского Союза 30-х годов горело желанием отдавать свою кровь. Поначалу доноров подбирали из числа медицинских работников, затем из числа рабочих на предприятиях.

Когда в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер, перед Центральным институтом переливания крови была поставлена задача оборонного характера: увеличить количество доноров и постепенно расширять практику переливания крови в лечебных учреждениях (до этого ее переливали в основном при острых анемиях).

Поначалу ученые сталкивались с огромными трудностями, связанными прежде всего с вопросами консервирования крови. Ивановские ученые создали немало научных трудов по вопросам профилактики инфицирования донорской крови, разрабатывали методы химической обработки посуды, которая использовалась для ее хранения.

В предвоенные годы перед сотрудниками станции была вновь поставлена задача: определять группу крови у призывников, которые отправлялись служить в армию. Эти данные заносились в воинскую книжку каждого солдата. Координировал данное направление в регионах известный московский хирург Николай Бурденко. Работа была завершена в срок, а ее важность оценили очень быстро: своевременно занесенные в личную воинскую книжку данные о группе крови спасли жизни во время войны тысячам солдат. (В те годы не существовало современных экспрессметодов, а определить группу крови в условиях полевых госпиталей было просто невозможно…)

Сотрудники работали без перерывов и выходных

Из воспоминаний Сергея Чистякова:

- С началом войны станция была в кратчайшие сроки переоборудована, к основному зданию на Театральной улице присоединили еще одно здание на проспекте Ленина, были расширены штаты, улучшилось снабжение медикаментами, посудой. Работу затрудняло несовершенство технологического процесса. В различных сезонных условиях необходимо было срочно освоить и усовершенствовать некоторые моменты заготовки, хранения и транспортировки огромных количеств крови. Создали специализированную изотермическую тару, пригодную для транспортировки крови на дальние расстояния в любую погоду… В этой упаковке кровь доставлялась любым видом транспорта, даже сбрасывалась с парашютами… Вторая проблема – герметизация посуды. Кровь готовили в банках, которые закрывали парафиновой смесью. Это было ненадежно, с гладкой поверхности пробки смесь легко снималась и герметизация нарушалась – кровь инфицировалась. Нам удалось создать более надежную методику для герметизации, мы наладили собственное производство и за ночь работники цеха успевали приготовить необходимое количество посуды для дневной заготовки крови…

В годы войны Ивановская станция стала не только одним из крупнейших поставщиков донорской крови, но и одним из центров научных разработок. Ивановские ученые, несмотря на лишения военного времени, всё же могли трудиться: фашисты, остановленные под Москвой, так и не смогли продвинуться вглубь Центральной России, наш регион не был оккупирован.

В те годы коллектив станции существенно увеличился: работать сюда пришли выпускники Ивановского медицинского института, а также медсестры, выпускницы Шуйского и Фурмановского училищ. Руководителем станции был назначен Пётр Михайлович Максимов. Бригаду хирургов возглавил Сергей Иванович Чистяков, который сумел наладить процесс консервирования и доставки крови на фронт.

В годы войны станция работала без перерывов и выходных и заготовила свыше 100 тысяч литров крови, что позволило сделать более 350 тысяч переливаний защитникам Отечества.

После окончания войны Ивановская станция переливания крови уже никогда не снижала высокую планку стандартов своей работы и бесперебойно обеспечивала население свежей донорской кровью и в тяжелое послевоенное время, и в непростые 90-е годы, в условиях крайне ограниченного финансирования. Более 40 лет станцию возглавляла заслуженный врач РСФСР Наталья Викторовна Самойлова. С 1998 года по настоящее время станцию возглавляет Юрий Михайлович Тюриков – кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения. Под его руководством создана единая служба крови Ивановской области, внедрены современные методы обеспечения вирусной безопасности, налажен выпуск нового препарата «Габриглобин, раствор для инфузий»

Ветераны станции
Маргарита Михайлова пришла работать на станцию переливания крови в 1941 году (когда началась война, девушка сдавала выпускные экзамены в Шуйском медицинском училище). Нагрузка на станцию в то время была колоссальная. Работали четыре операционные: в день брали кровь у 450 человек. И сами работники сдавали кровь. «Питались тогда, понятно, плохо, во время сдачи крови нередко кружилась голова, . вспоминает Маргарита Павловна. . Но все знали, как кровь нужна для фронта». В выходные дни девушка трудилась на торфоразработках. Ходить приходилось пешком. «Пятки стирали в кровь», . говорит Маргарита Михайлова. Новость о победе узнала по дороге на работу . из репродуктора. На станции переливания крови женщина проработала 40 лет. Трудилась лаборантом, определяя группу и резус-фактор крови. Среди прочих наград имеет медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией», «За трудовое отличие».

У Валентины Толстовой станция переливания крови . тоже единственное место работы, которой она отдала 45 лет. Всё началось в 1946 году. Валентина Дмитриевна трудилась медсестрой в операционной . непосредственно с донорами. Работала и на заготовке крови. Много раз участвовала в выездных бригадах. Именно отправляясь за кровью, она впервые села в самолет. «На «кукуруз нике» надо было лететь в Сокольское. Я очень боялась. Меня все успокаивали. Страх более-менее отпустил только на обратном пути», . говорит Валентина Толстова. У женщины . многочисленные награды, в том числе благодарность от Министерства здравоохранения, грамота Комитета Красного Креста, знак победителя соцсоревнования, медали к юбилеям Победы.

Читайте также
Андрей Палаев из Иванова в пятницу споет на шоу "Голос. Дети" 
Сентябрьское лето продержится в Ивановской области еще пять дней
Бывший директор Чернцкой школы-интерната получил 23 года колонии за педофилию