На грязную работу не согласны
Средний оклад офисного сотрудника в Ивановской области - 15-20 тысяч рублей, зарплата слесаря или сантехника при управляющей компании примерно такая же. Но на деле непьющий квалифицированный сантехник получает гораздо больше, ведь не секрет, что за починку текущего крана или унитаза мастеру приплачивают дополнительно.
Однако, признает руководитель управляющей компании ГУ ЖХ № 6 Александр Тихановский, хорошего слесаря или сантехника найти сложно. А уж кровельщик или кровельщик-альпинист, умеющий сделать двойной фальцевый шов, на вес золота в любой строительной или обслуживающей организации. Пока управляющие компании спасает преемственность: отец учит своему ремеслу сына, тот передает навыки своему отпрыску или другому родственнику. Но таких преданных делу семей становится все меньше и меньше, говорит Александр Тихановский.
Ответ на вопрос, почему нынешние выпускники не идут в профучилища постигать слесарную или сантехническую науку, очевиден. Работать в грязном подвале среди нечистот, современный юноша вряд ли захочет. Ведь условия труда слесарей-сантехников за последние десятилетия мало изменились в лучшую сторону, если не сказать, что стали гораздо хуже. Обслуживать стареющие дома при помощи примитивных инструментов (а на качественных и дорогих работодатели предпочитают экономить) - дело довольно непростое. От модернизации сфера ЖКХ, как и многие другие, пока очень далека, поэтому и привлечь молодежь нечем. «Грязную работу готов делать не всякий, это считается непрестижным», - соглашается Тихановский.
Условия труда на некоторых предприятиях просто ужасны, рассказывает зампредседателя ивановского облпрофобъединения Александр Смирнов. Лишь 15 процентов рабочих мест в области прошли аттестацию, треть из них не соответствует санитарным нормам. Можно только догадываться, в каком состоянии находится подавляющее количество рабочих мест. С начала нынешнего года произошло 17 тяжелых несчастных случаев на производстве.
Недостойные условия труда - одна из основных причин, почему молодежь не хочет идти на предприятия, убежден Смирнов. Многих отпугивает и график работы, принятый на них еще в советский период. Давно прошли те времена, когда рабочие по гудку привычно шли на завод к 6 утра. Условия жизни изменились, но идти навстречу людям многие руководители почему-то отказываются.
В то же время на предприятиях с новым оборудованием, особенно замкнутого цикла, где труд рабочих полностью автоматизирован, проблем с кадрами практически нет. Имеет значение и то, уделяет ли руководство предприятий внимание организации досуга молодежи. На заводах, где поставлена спортивная работа, есть спортзалы, проводятся соревнования, молодые люди трудятся охотнее, чем там, где отношение к этому делу формальное.
Из офисной мыши переквалифицировался в автоэлектрики
Но есть примеры, когда офисные сотрудники переходят в рабочие и не жалеют об этом.
Ивановец Олег Коновалов после окончания вуза устроился работать в фирму, торгующую запчастями. Однако никакого удовлетворения работа не приносила: доход нестабильный; бывало, за целый день ни одного клиента найти не удавалось. «Работа заключалась в том, чтобы обзванивать потенциальных покупателей из других регионов и предлагать продукцию фирмы», - вспоминает Олег. Поначалу Олегу платили небольшой оклад, а когда пришлось перейти на сдельную зарплату, стало совсем туго. «Я пришел к выводу, что торговля – это не мое. Некоторым моим коллегам удавалась продавать довольно много, а мне как-то не везло. Были случаи, когда наши же сотрудники перехватывали заказ, с которым я работал несколько месяцев. Весь день вроде сидишь, а устаешь больше, чем если бы огород вскопал. В общем, не срослось у меня с торговлей… » - рассказывает Олег. Сейчас он устроился в автотехцентр помощником автоэлектрика. Работа молодому человеку нравится, появились заказы, постоянные клиенты. «Всё как-то честнее: сделал дело хорошо – заработал. А в торговле многое зависит от хитрости и удачи», - рассуждает парень.
Михаил Парфёнов после окончания вуза сразу пошел работать на предприятие. «Я офисную работу даже не искал - посмотрел объявления, убедился, что нет ничего хорошего. А потом друг позвал работать на завод, и я согласился, зарплата меня устроила», - вспоминает молодой человек. Сейчас у него семья, удалось заработать на первоначальный взнос и купить квартиру по ипотеке.
К тому, что бывшие сокурсники сидят в офисах за небольшую зарплату, но не хотят работать физически, Михаил относится неодобрительно. «Семью нужно кормить, и я не отказываюсь ни от каких подработок, зато получаю неплохо», - не без гордости говорит молодой человек.
Похож на эти истории и рассказ Татьяны Соболевой. Девушка закончила Ивановскую текстильную академию, поискала работу и устроилась консультантом в фирму по продаже косметики. Работать в сетевом маркетинге Татьяне поначалу даже понравилось. «График свободный, общаться с клиентками одно удовольствие», - вспоминает она. Но со временем нестабильный заработок заставил девушку пересмотреть свое отношение к этой работе, Татьяна устроилась мастером в швейный цех. О своем решении не жалеет, работа ей нравится.
Но таких примеров, к сожалению, все же не так много.
Учиться на маляров-штукатуров никто не хочет
Недобор в учреждения начального профобразования наблюдается по всей России, Ивановская область – не исключение. «В прошлом учебном году недобор составил около 200 человек - это не больше, чем в среднем по стране», - говорит начальник отдела профобразования департамента образования Ирина Киселёва. Самые непопулярные профессии - маляр-штукатур, токарь-станочник и слесарь. Более востребованы молодежью профессии сферы обслуживания и торговли. С набором на специальности повара-кондитера, парикмахера, продавца проблем вообще не возникает.
Несмотря на усилия педколлективов, которые ежегодно проводят в своих учебных заведениях дни профориентации, конкурсы профессионального мастерства и всячески пропагандируют рабочие профессии, молодые люди не стремятся посвятить им жизнь. Представители старшего поколения иногда обвиняют молодежь в нежелании работать, боязни испачкать руки и тому подобном. «Старики» и в самом деле обеспокоены: кто же будет строить дома, красить стены, точить детали, если большинство молодых людей стремятся поступить в вуз, а затем устраиваются работать в офис?
Многие руководители предприятий отмечают нехватку кадров, и со временем она, судя по вышеприведенной статистике, будет только ощутимей. В то же время улучшить условия труда, сделать производство более современным, привлечь молодежь интересным досугом, достойной зарплатой у руководителей предприятий нет порой ни желания, ни средств. «Можно сколько угодно модернизировать систему образования, но, не избавившись от советского представления о рабочей профессии, не поняв, что такой труд должен хорошо оплачиваться, а условия работы быть достойными, привлечь молодежь на заводы и фабрики будет трудно», - убежден Александр Смирнов.