Жителям села Зеленый Бор Шуйского района рекомендовано перейти на индивидуальное отопление. А поскольку населенный пункт не газифицирован, людям приходится устанавливать газовые котлы или… ремонтировать печки.
Сверхнормативные потери составили 900 тысяч рублей
Село находится в значительном удалении от трассы, но при этом к нему ведет хорошая асфальтовая дорога. Сравнительно крепкие дома, чистые благоустроенные улицы. Сказать, что это забытая богом деревня, нельзя. Жизнь здесь поддерживает текстильная фабрика, в настоящее время принадлежащая ОАО ХБК “Шуйские ситцы”.
В далекие советские времена во всех домах Зеленого Бора стояли крепкие русские печки, но близкое расположение котельной фабрики позволило провести центральное отопление. Но, по словам главы Остаповского сельского поселения (в его состав входит Зеленый бор) Владимира БОГУСЛАВСКОГО, сети были брошены “на уровне двух кирпичей”. Хотя их следовало либо углублять в землю, либо вести на достаточном расстоянии над ее поверхностью. В 70-е годы основным средством передвижения в селе был велосипед, который было легко перенести через трубы на руках. Но со временем у многих появились машины, коммуникации оказались на земле и находятся в ужасном состоянии. “Эти сети никогда не обслуживались как положено”, - рассказывает Владимир Давидович. Отсюда огромные теплопотери.
“Есть норматив, по которому граждане платят за отопление, и есть нормативные потери, которые компенсируются из средств областного бюджета. И это нормальная схема. Но “Шуйские ситцы” выставляют еще и третий показатель - сверхнормативные потери”, - объясняет глава поселения. Эту сумму не компенсирует никто, и управляющая компания “Жилсервис” должна ежегодно выплачивать ее из своего кармана. И если в прошлом году фабрика насчитала 308 тысяч рублей, то в этом году – уже 900 тысяч.
Администрация поселения обращалась к руководству фабрики с предложением совместно осмотреть трубы и отремонтировать их за счет поселения, чтобы убрать сверхнормативные потери. Но “Шуйские ситцы” на это не пошли.
Вопрос был поставлен перед администрацией района и правительством региона. И 28 мая из областного департамента ЖКХ пришел следующий ответ: “Департамент считает целесообразным проведение мероприятий по переводу жилого фонда села Зеленый бор на индивидуальное отопление и в рамках своих полномочий будет оказывать всяческое содействие в выделении денежных средств из областного бюджета на реализацию запланированного объема работ”.
И поскольку село не газифицировано, то фактически это означает возвращение к котлам на дровах (подробнее). Еще один, но более затратный вариант: установка газово-угольных котлов. Пока можно “греться” углем, а потом, если село всё же газифицируют, перейти на голубое топливо. Кто-то задумался об установке электрического котла, но говорят, что старая проводка напряжения не выдержит.
В течение последнего месяца и местные власти, и жители Зеленого Бора пребывают в состоянии шока. В поселке 350 жилых домов (не считая дач), и в каждом из них всплывают свои проблемы. В большинстве квартир даже печки есть, но на отопление всех помещений они не годятся. Люди пользовались ими только для того, чтобы подтопить в холода.
Котлы ставить некуда, а печки греют плохо
Узнав, что корреспонденты областной газеты находятся в поселке, люди наперебой зовут к себе, чтобы выразить недоумение и рассказать о своей беде. Тут-то и познаются особенности психологии: кто-то не может сдержать слез, кто-то прикрывается горькой иронией. Но при этом все разводят руками, словно отказываясь понимать происходящее.
У Александры Григорьевны Медведевой квартира небольшая. Печка помещается между комнатой и кухней, но на обогрев всего помещения просто не рассчитана. Да и соседка по двухквартирному дому у себя не живет, поэтому тонкая стенка при отсутствии центрального отопления будет все время холодной.
Маргарита Григорьевна Тюрева вместе с супругом въехала в дом в 1971 году. Тогда в нем было две печки: одна между комнатами, а другая между прихожей и кухней. Но со временем одну печку за ненадобностью решили сломать, а на ее месте появился уютный диванчик. По всему получается, что сейчас печь нужно складывать заново. Но выдержат ли крыша и перекрытия такое испытание? Да и хватит ли у пожилого человека сил, чтобы растопить печки? Значительные средства уйдут на покупку дров, которых понадобится никак не меньше 15 кубов…
По дороге встречается Любовь Александровна Ефремова. Вся ее жизнь тоже связана с Зеленым Бором: сначала работала в детском саду, потом пришлось перейти на фабрику. Смена длится 12 часов, дома остается один муж-инвалид, который сам ни печь, ни котел растопить не сможет… Кстати, печки в доме две, но на них слабая надежда. Даже при печках и центральном отоплении по одной стене от сырости пошла плесень.
Ольга Анатольевна Юсова на печку тоже не возлагает никаких надежд. Видимо, печник попался неумелый, поэтому она совсем не греет. Посоветовавшись с супругом, они решили ставить котел. Думали, что специалисты им все объяснят, но визит ясности не внес. Дом спланирован так, что разумного места под котел нет. Помещение приватизировано, поэтому до сих пор непонятно, получит ли семья финансовую помощь: газово-угольный котел обойдется примерно в 30 тысяч рублей. “У старых бабушек есть похоронные деньги, а мы на похороны еще не копили”, - пытается шутить Ольга Анатольевна.
У соседки Любови Комковой ситуация еще острее. Пока также непонятно, куда ставить котел, а печка на несколько комнат только одна. Даже кредит брать не подо что. Кстати, до октября придется еще платить за потребленное ранее тепло. Ничего пока решили не предпринимать. В крайнем случае будем жить в одной комнате, говорят (в доме трое взрослых и маленький ребенок).
Кстати, о том, чтобы ситуацию пустить на самотек, если не придет помощь, думают многие и морально готовятся ходить зимой по дому в валенках и спать одетыми. Обо всех проблемах не понаслышке знает выездной фельдшер Владимир ЧУДОВ, который еще и местный депутат. Со всем наболевшим (и в прямом, и в переносном смыслах) идут к нему. Сильно переживает Владимир Иосифович за то, как сложится ситуация зимой. Справятся ли люди с испытаниями, не начнут ли угорать с непривычки? Многие сейчас настроены греться от электрических обогревателей, а при ветхой проводке и до пожара недалеко.
“Будете каждый день мне с утра отзваниваться, живы ли”, - грустно шутит он в разговорах с местными старушками. В разговорах с друг другом люди стараются не унывать, прикидывают, в каком историческом периоде отапливались печками. “С лучиной идем в век космонавтики”, - иронизирует кто-то.
Деньги есть, но помочь людям нельзя
Жители Зеленого Бора до сих пор надеются на то, что центральное отопление им оставят, но это почти нереально. Единственный выход - строительство новой котельной, но на нее потребуется 8-10 миллионов рублей. Ни у поселения, ни у района таких средств нет.
Поэтому сейчас очень остро стоит вопрос именно о переоборудовании домов. Местные власти в критической ситуации мобилизовались быстро. Уже просчитан необходимый объем работ, закуплены материалы, нанята бригада рабочих.
“Но мы имеем право расходовать бюджетные средства только на муниципальное жилье. Мы готовы помочь людям, но на приватизированные квартиры нельзя потратить ни копейки”, - говорит Владимир Иосифович. При этом доля муниципального жилья незначительна – всего 15 процентов. Объем помощи областного бюджета пока неизвестен, и при этом никто не может взять отвественность по использованию бюджетных денег на помощь людям, чьи дома находятся в собственности.
Нанятая бригада печников полностью закончит работы в муниципальных домах примерно через месяц. Где потом искать квалифицированных печников – большой вопрос. В основном они заняты на строительстве каминов в коттеджах Подмосковья, заинтересовать их можно только дорогим заказом.
Кстати
Больше половины населения села - в трудоспособном возрасте, и народ подобрался на удивление дружный. Когда встал вопрос о закрытии местного клуба, все как один поднялись на его защиту. А местные мальчишки собрались, сами заработали денег и провели простенький ремонт.