Новоселье на местной автостанции
Я побывал в Ильинском-Хованском, где работает единственный в области МУП, до сих пор обслуживающий все сельские поселения. До райцентра я с 6 утра добирался на автобусе Иваново – Щенниково, принадлежащем «ТрансСервису», зарегистрированному в Шуе. Частная фирма делит прибыльные маршруты в областной центр с муниципальным автопредприятием. Автобус идет два с половиной часа с заходом в Аньково, пустующих мест мало, а в селе народу набилось битком.
Недавно «ИГ» рассказывала о безобразном состоянии автостанции в Пестяках, принадлежащей местному МУПу, который, не выдерживая конкуренции с частниками, попал в сложную финансовую ситуацию. Так вот в Ильинском я увидел… новенькое, пусть и небольшое помещение для пассажиров, с евроотделкой, удобными креслами и комнатой для кассира муниципального автопредприятия. Есть вполне приличный туалет. Автостанция построена в конце прошлого года и заменила бывшую тесную бытовку.
Автобусы ходят в различные населенные пункты района. Водитель с 30-летним стажем Николай Свиридов готовился в рейс на Кулачёво. Интересно, что он, коренной ильинец, много лет работал на пассажирских перевозках в Иванове, а здесь, в АТП, всего четыре месяца: «У частников на износ надо пахать, зарплата, бывало, в конверте, а здесь спокойней, всё до копейки получаешь официально. Это для пенсии важно. Вот только техника старая, сельские дороги неважные, машина бьется».
Кондуктор Галина Кузьмина всю жизнь работала в автобусах, но в Ярославле, где жила до ухода на пенсию. Приехала на малую родину и ее взяли в АТП. Ведь молодежь не идет на небольшие зарплаты.
Бывший начальник ГИБДД деревни не бросит
Еще одна проблема муниципального предприятия видна в том же кулачевском автобусе, который везет… всего одну пассажирку. «Мы обслуживаем восемь внутрирайонных и четыре областных рейса до Иванова, – говорит директор Ильинского АТП Виктор Пшеничнов. – Все сельские маршруты глубоко убыточны. Зачастую возим по 2-4 человека. Народу в деревнях всё меньше. Нередко селяне, не проявляя патриотизм, садятся на частные иногородние автобусы. К примеру, у нас есть рейс на Игрищи с заходом в Аньково. Мы возвращаемся оттуда раньше частного автобуса и готовы взять людей в райцентр. Но есть люди, которые, как они говорят, по привычке, ждут частный автобус. Их деньги уходят в Шую…»
Виктор Анатольевич – ильинский. Начинал трудовую биографию водителем, служил в ГАИ и дорос до начальника районного отделения, до майора. В 2013 году бывший глава района Евгений Смолин предложил ему возглавить автопредприятие, находящееся в сложной финансовой ситуации с условием сохранить сельские маршруты.
«Правильно вам сказал водитель, – размышляет директор. – Средств на обновление автопарка не хватает. Из семи машин только одна с трехлетним сроком покупки, остальные – за 10 и более. Бензин дорожает, много денег уходит на запчасти. Кроме основных налогов, за производственные фонды надо платить (у нас большая база). Да, мы участвовали в областном тендере и выиграли четыре рейса на Иваново. Однако едва сводим концы с концами. В прошлом году вся прибыль составила 200 рублей.Это мизер».
Латать технику приходится после каждой поездки
Но как же строительство автостанции? Она, поясняет директор, появилась благодаря партнерским отношениям с райадминистрацией, подыскавшей инвестора, который и вложил средства в очень нужный району объект: «Глава администрации Андрей Кондратьев продолжает линию прежней власти на сохранение пассажирского обслуживания населения, сохранения стабильного коллектива АТП, где сегодня 24 рабочих места. Нам выделяют субвенцию из муниципального бюджета в 1 миллион 950 тысяч рублей в год».
Не обойтись и без слаженного коллектива, понимающего важность обслуживания села. К примеру, 40 лет (!) водит автобус Вячеслав Бабавцев. Когда будущему майору милиции и директору был всего 21 год и он только начинал работу стажером водителя, Бабавцев ходил в его наставниках..
…Пазик Алексея Солодова вкатил на базу из Коварчина. Водитель рассказывает, что его автобусу 14 лет. Работать можно, но внутрирайонные дороги в ужасном состоянии, сетует мой собеседник: «Приезжаешь – и сразу латаешь машину по мелочам».
Три автобуса прошли капремонт в Нижнем Новгороде. Можно бы укрепить и свою ремонтную базу. Но станочного парка нет. В годы кризиса прежний директор был вынужден продать токарный станок.
У директора Виктора Пшеничнова есть мечта организовать рейсы до соседнего Ростова Ярославской области. Но от предприятия здесь мало что зависит. Маршрутто межобластной – нужны согласования и с Ярославской областью.
Спасают рейсы до Суздаля
«К нам автобус не ходит уже много лет, – говорит специалист Лобцовского филиала Новоселкинского поселения Гаврилово-Посадского района Любовь Гогулева. – Без транспортного сообщения остаются и Мирславль, Кощеево, Мальтино, Большая Уронда, Печищи, Мытищи и еще несколько деревень. У кого нет личных, ловят частные машины. А ведь в 2012–2013 годах местное муниципальное автопредприятие два раза в месяц к нам все-таки ездило».
ГОСПОДДЕРЖКА АВТОТРАНСПОРТА: ЦИФРЫ И ФАКТЫ |
Из бюджета Ильинского района на поддержку муниципального транспорта в год выделяется 1 миллион 950 тысяч рублей. Гаврилово-Посадский район оказывает поддержку ООО «Водитель» на компенсацию убыточных внутрирайонных рейсов 996 тысяч. Всем пассажирским автопредприятиям области, независимо от формы собственности, из областного бюджета компенсируется льготная перевозка пассажиров. |
Бывший гавриловопосадский филиал Тейковского автопредприятия давно стал частным «Водителем». Его директор Николай Абалин поясняет, что отказались от обслуживания лобцовского куста, так как там в «газель» садились меньше пяти человек.
«Водитель», где работают всего девять человек, получая из районного бюджета дотацию в 83 тысячи рублей в месяц, обслуживает 17 сельских маршрутов: «Мы выживаем за счет рейсов до Суздаля. Но как долго продержимся – не знаем».
Сменило муниципальный статус и Савинское ДСУ, обслуживающее семь деревенских маршрутов. Проблем и здесь хватает. Но хотя бы снова открыли старую автостанцию, и пассажиры не стоят под дождем на улице.
Все мои собеседники предлагают возродить федеральную и областную программы поддержки убыточных социальных пассажирских маршрутов. До 1993 года, вспоминают ветераны отрасли, деньги на это выделялись. Тогда районные ПАТП и автобусы приобретали.
Что из того, что в дальней деревне живут всего несколько человек. Они имеют право на транспортную доступность к цивилизации.