Как получить жилье от государства

22 апреля 2010 23:59

Корреспонденту “ИГ” как участнику федеральной программы посчастливилось переехать из старой коммуналки в новую квартиру.

Получить квартиру всегда считалось редкой удачей, а в наше время и вовсе – чем-то на грани фантастики. Когда моя бабушка 40 лет назад въезжала в двухэтажный барак на Рабочем поселке в Иванове, ей говорили: “Дом аварийный, скоро его снесут и всем дадут квартиры”. В реальности новое жилье получил только внук – в рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда. Бабушка до этого счастливого события не дожила чуть меньше года…

Кухню принял за комнату

Первый раз меня пригласили в администрацию еще летом прошлого года и предупредили, что осенью наш дом будут расселять. Впрочем, после бурной радости наступило затишье: до самой зимы больше никаких новостей не было.

Когда зимой я узнал, что мне все-таки дают квартиру, то из суеверия не говорил об этом большинству знакомых. Да и самому не совсем верилось.… Тем более что первоначально речь шла о расселении наших аварийных коммуналок в другие коммуналки, только новые. При этом осматривать квартиру пришлось в спешном порядке, а решение о согласии нужно было принять за пару часов.

Итак, я примчался смотреть свою будущую “коммуналку”. А там огромный балкон с чердаком над ним, большая прихожая и, самое главное, – две большие комнаты, почти равные по размеру, как мне показалось. Причем в одной из них был даже установлен рукомойник – надо же, думаю, удобно: не придется с соседями ругаться из-за очереди к раковине. Вернувшись в администрацию, я первым делом и поинтересовался: кто будет жить во второй комнате? После долгой и запутанной дискуссии выяснилось, что в квартире я жить буду один, а вторая комната на самом деле – кухня.

После этого документы я подписывал в счастливом трансе, ни о чем более не спрашивая. Это не сложно понять: в нашем старом доме даже туалет толком не работал: все отходы жизнедеятельности соседей сверху периодически начинали капать нам на голову, а зимой и вовсе замерзали в виде огромных сталактитов.

Неудивительно, что на церемонии вручения ключей большинство участников пребывали в таком же счастливом обалдении, некоторые даже всплакнули. Недовольны оказались лишь те, кто недавно сделал ремонт или купил дорогую плиту, но эти вопросы решались в рабочем порядке.

“Бумажные джунгли”, которые страшили при переезде, оказались какими-то чахлыми. Всё что требовалось: прийти в новую управляющую компанию, чтобы подписать договор, и потом зайти в центр регистрации граждан, чтобы выписаться из старой квартиры и прописаться в новую. Подписание договора заняло минут пятнадцать, причем в это же время я успел получить ответы на все вопросы, включая те, что мне в голову не приходили. Мне также вручили памятки, на которых были все необходимые телефоны, начиная от аварийной службы и заканчивая интернет-провайдерами. Ничуть не больше времени заняла и возня с пропиской. Всё, на этом бумажные хлопоты неожиданно кончились – оставалось ждать, когда придут первые квитки.

До дома добирались в бахилах или резиновых сапогах

Дом № 13 микрорайона Московский, где мне посчастливилось получить квартиру, находится посреди огромной стройки, на которой возводятся еще несколько таких же зданий. На шум особо жаловаться не приходится: до моего десятого этажа он практически не долетает.

Проблема стройки в другом: тяжелая техника напрочь изуродовала подъездные пути. Первые несколько недель дорога к дому представляла собой сплошное месиво из грязи, местами можно было провалиться по щиколотку.

Новоселы быстро начали искать свой выход: кто-то использовал одноразовые бахилы из ближайшей аптеки, но больше одного “заплыва” в два конца они не выдерживали. Не раз наблюдал картину, когда соседи вброд переходили дорогу в резиновых сапогах, а добравшись до “большой земли”, переобувались в цивильную обувь. Впрочем, через пару недель проблема была решена: от подъезда до самых ворот пролегли деревянные мостки. Говорят, примерно такие же были в древнерусских городах.

Вещи на 10-й этаж поднимали по лестнице

“Таскать вам, не перетаскать”, - говаривал дурак из русской сказки, за что его и побили. Думается, что встреть он этими словами не похоронную процессию, а переезжающих, результат был примерно тот же.

Оказалось, что лифт в доме не работает и не заработает еще некоторое время, так что подъем мебели на этаж представлял собой проблему. Если воспользоваться услугами грузчиков, то только диван обойдется в сто пятьдесят рублей за этаж. В моем случае этажей было десять, да и мебели несколько больше. Пришлось взывать о помощи к друзьям.

Носить приходилось вдвоем: ширина лестничного пролета не позволила развернуться большему количеству грузчиков. Без потерь не обошлось: на крутом развороте подломилась ножка дивана. Поднять стенку оказалось сложнее: хорошо еще, что она была новая, в разобранном виде.

Подключить к электричеству квартиру не успели

Как нам говорили еще на вручении ключей, на все недоделки застройщик дает гарантию в пять лет, а пока заявку на устранение неисправностей можно подать буквально в соседнем подъезде. Эта информация оказалась ценной.

Когда я впервые побывал в квартире уже в качестве хозяина, то недоработки нашлись сразу же: электрическая плита не была подключена, само электричество также не работало, а унитаз подтекал, как и шланги на кухне. Точный срок, когда подойдет мастер, мне назвать не смогли, но к следующему визиту в квартиру всё, кроме шлангов на кухне, было исправлено. Впрочем, мастера не стали подключать и плиту, объяснив на словах, что ее требуется просто включить в розетку.

Въезжая в дом с электрической плитой, опасаешься резкого возрастания расходов за электричество. Кстати, счетчики в доме установлены двухтарифные, но, чтобы перейти на льготный тариф, требуется оформить документы и заплатить 650 рублей. Расценки вполне щадящие: по общему тарифу за первые две недели жизни в новом доме мы “нажгли” всего около 120 рублей.

Кошка испытала серьезный стресс

Сам я влюбился в новый дом уже тогда, когда вечером лег в ванну и долго отмокал: в бараках на Рабочем поселке, которые были моим домом раньше, не предусмотрена даже холодная вода, а помыться в бане можно через пару остановок. Жена тоже была довольна: после нашей старой квартиры в новом жилье, казалось, на велосипеде кататься можно.

Забавнее всего на переселение отреагировала кошка. Она с хозяйским видом, вальяжно прошла в квартиру, повернула в туалет (благо направление совпадало со старым жильем) и тут же выскочила как ошпаренная: туалет-то не тот. После этого кошка пряталась непонятно где, вышла ночью, села столбиком на ковре и с ужасом смотрела на хозяев. Все, дескать, с ума сошли – сбежали непонятно куда, дом бросили.

Впрочем, через пару дней она привыкла к тишине и покою: соседей за стенкой практически не слышно. Теперь начинает рычать, заслышав возню на лестничной клетке. Раньше за ней такого метода охраны территории не водилось. Впрочем, соседей пока не так много: вечером окна светятся квартирах в пятнадцати.

В целом, поговорка про то, что “три переезда равны одному пожару”, себя не оправдала: на новое место жительства мы перебрались без особых потерь, да и обжиться удалось достаточно быстро.

Переселение жильцов из ветхого жилья в регионе идет неравномерно: в Шуе, Вичуге и Родниках люди уже съехали из него, и даже дома снесены (по условиям программы дома должны быть снесены в течение месяца после их расселения). В Иванове процесс пока продолжается. В целом статистика по области, отражающая участие граждан в федеральной программе по переселению из ветхого и аварийного жилья, выглядит так:

Муниципальное образование Количество приобретенных квартир Количество человек, которые переедут из аварийного жилья

Иваново 299 842

Кохма 16 59

Полная версия