Елена Иванова: «Создаем такое чудо, какое не найдешь в гаджетах»

16 ноября 2018 16:26

«Артисты театра кукол – люди особенные. И если бы все на свете были кукольниками, то в мире не было бы зла, горестей, войн, потому что наше призвание – нести доброту, радость и счастье!» В этом убеждена художественный руководитель Ивановского театра кукол заслуженная артистка России Елена Иванова. Мы побеседовали с ней в преддверии юбилейного вечера актрисы, который пройдет 18 ноября на сцене театра кукол.

Изменила бы многое, но не профессию

­ Елена Энгельсовна, с чего началось ваше увлечение театром? Как родители отнеслись к вашему жизненному выбору?

­ В детстве благодаря моим прекрасным родителям я занималась очень многим: фехтованием, фигурным катанием, рисовала, училась в музыкальной школе. Задумывалась о журналистике. А после восьмого класса, увидев спектакль гремевшего на всю страну Ленинградского ТЮЗа, я решила для себя, что хочу учиться в Ленинграде в институте на Моховой и работать именно в ТЮЗе. Потому что именно в тот момент я осознала, что актеры детских и юношеских театров никогда не стареют душой. Но так как я из династии педагогов, родители настаивали на получении базового педагогического образования, и я окончила филологическое отделение Костромского пединститута, о чем никогда не жалела: оно дало мне мощную базу знания мировой литературы. Затем было Ярославское театральное училище и, наконец, долгожданный Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.

Годы учебы были для меня настоящим подарком небес: у нас подобрался прекрасный курс, гениальный педагог Сергей Константинович Жуков, да и сам Петербург влюбил меня в себя раз и навсегда, став эталоном духовности, искусств, культуры…  Даже просто ходя по улицам и впитывая петербургскую атмосферу, можно было постичь очень и очень многое. Иногда меня спрашивают, что бы я изменила в своей жизни, если бы довелось начать ее заново? Я всегда отвечаю так: изменила бы многое, но не профессию.

­ И что же было дальше?

­ Работа в Костромском театре кукол. А с 1987-го – в Ивановском. До сих пор отчетливо помню свою первую репетицию здесь: восстанавливали спектакль «Двенадцать месяцев», всё было так увлекательно и задорно… Очень яркое впечатление на меня произвела Елена Георгиевна Демирова, руководившая театром в то время, – замечательная, талантливая, умная, ироничная женщина. И я как-то сразу почувствовала, что вот тут и есть мое место. Я очень полюбила этот город и этот театр, давно ставшие мне по-настоящему родными. 

В театре, как и в любви, важно смотреть в одну сторону

­ Возглавив театр кукол, что вы захотели изменить в репертуарной политике, а что – сохранить как добрую традицию? Помните ли свою первую режиссерскую работу?

­ Мне сложно судить, насколько я изменила театр, но все добрые традиции постаралась сохранить. К примеру, Международный фестиваль театров кукол «Муравейник» – воплощение заветной мечты Елены Демировой. С 1995 года мы провели его уже 12 раз, давно снискав славу одного из старейших российских фестивалей театров кукол. И будем продолжать и дальше на радость всем театралам.

Вообще же я убеждена, что от художественного руководства театра зависит очень многое. Репертуарную политику стараюсь строить исходя из наблюдений за актуальными тенденциями российского и мирового театра кукол: воплощать у нас всё самое перспективное… Замечательные актеры, составившие костяк нашего театра, поддерживали мои начинания, и я очень рада, что у нас сложилось такое взаимопонимание. Я полагаю, что в театре, как и в любви, режиссеру и актерам важно смотреть не друг на друга, но в одну сторону. Именно из этой любви к общему делу и общего настроя рождается чудо спектакля. И это результат работы дружной команды, слаженного коллектива единомышленников.

И немного цирка, и чуть-чуть балета…

­ Каково в наш век Интернета и ТВ быть актером даже не просто театра, а театра кукол? Как одним движением руки заворожить зрителей, избалованных доступностью любого зрелища и развлечений? 

­ Зритель и впрямь с годами меняется. И снижается возрастной ценз. Родители нередко приносят на спектакль годовалых детей – я считаю, что это неправильно. Возрастную психологию никто не отменял, и ребенок способен воспринимать спектакль лет с трех… Ну и, конечно, в век Интернета, когда у каждого есть всевозможные гаджеты, мы продолжаем удивлять свою публику, делать чудеса, которые нельзя увидеть ни в каком Интернете. На то и существует мастерство актера, оживляющего куклу или любой бытовой предмет.

Мне представляется, что сейчас эпоха синтеза искусств. В современном театре кукол сосуществуют и цирк, и балет и, в какой-то степени, музыкальный театр. Главное – не потерять в этом синтезе сам дух театра кукол, магию чуда – одушевление неживой материи.

­ В свое время в репертуаре театра кукол шли спектакли для взрослых. У вас нет желания продолжить традицию постановок такого рода?

­ Мы с удовольствием работаем для детей, тем более что у нас самих есть дети, внуки. Отрадно, что для многих ребят наш театр стал островком счастья. Потому что театр кукол – это место, где нет никакой политики, где все любят друг друга. Но нам бы очень хотелось, чтобы и от взрослых зрителей исходило любопытство и интерес. Увы, но в нашей стране бытует расхожее мнение, что театр кукол – это театр для маленьких ребятишек. И бороться с этой косностью мышления очень сложно. К слову сказать, в странах Западной Европы таких стереотипов не существует в принципе. На Западе это зачастую спектакли для взрослых – метафоричные и многогранные. В нашем репертуаре шли постановки для взрослых: «Кароль», «Свадьба в Малиновке», «Баядера»… Очень бы хотелось продолжать работу в этом направлении, надеюсь, что это будет востребовано.

Снеговики заполонили уже всю квартиру

­ Я знаю, что одна из ваших любимых театральных работ – Герда в «Снежной королеве». Тем более что вы неоднократно возвращались к этому произведению. Даже ставили его в качестве приглашенного режиссера на сцене драмтеатра. Чем вас так привлекает этот образ и сюжет?

­ Волшебство и таинственность этой истории меня завораживает с детства. Когда мальчика из очень уютной обстановки очень уютного мира уносят туда, где холод, льды и снег. И чтобы его вернуть, за ним должна прийти Герда – спасительница. У сказки очень гуманная женская суть. Вообще «Снежная королева» очень непростая история – это сплошная метафора. Возвращение Кая домой – это не простое возвращение в обывательский уют, но путь к себе и обретению душевной гармонии и равновесия. Впрочем, у меня все роли любимые – ведь каждой из них одинаково отдаешь силы и разум.

­ Театр давно стал для вас и работой, и отдыхом, и стилем жизни. И тем не менее остается ли время на какие-то увлечения, хобби?

­ Друзья и коллеги знают, что с новогодним подарком для меня нет никаких сложностей, потому что я уже много лет коллекционирую снеговиков. Который год собираюсь сделать для них специальные полки дома, потому что всё заставлено снеговиками и мои домашние подшучивают, что их бы хоть на лето прятать куда-то. Я люблю расставлять фигурки между керамическими домиками, привезенными в свое время из Литвы, – это своего рода детская игра, доставляющая мне огромное удовольствие.

А еще очень люблю всяческого рода рукоделие – с детства умею шить, вязать, вышивать. И теперь у меня есть одна примета: когда я ставлю спектакль, то хоть что-то для его оформления должна сделать своими руками: приклеить хвоинку к елочке, нарисовать улыбку к солнышку – не принципиально. Наши художники знают, что мне важно, чтобы в спектакле оставалась хотя бы кроха моей ручной работы, и всегда идут мне навстречу в моих желаниях.

 

Справка. Елена Иванова родилась в Костроме. Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Творческая биография актрисы началась в Костромском областном театре кукол в 1975 году, а в 1987-м Елена Иванова поступила на работу в Ивановский областной театр кукол, художественным руководителем которого она является с 1996 года. Заслуженная артистка России, лауреат премии губернатора Ивановской области и премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства города Иваново», награждена почетной грамотой Министерства культуры и Российского профсоюза работников культуры, а также нагрудным знаком «За достижения в культуре». С 2011 года – президент Российского центра UNIMA (Международный союз деятелей театра кукол). 

      

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
Звезду Героя на его гимнастерку прикрепил Калинин
В День Победы все бросились купаться в Дунае
Память о великом прошлом помогают сохранять волонтеры