Читайте также:
Древнейшие города и села ивановской земли
Древнейшие города и села ивановской земли-2
Древнейшие города и села ивановской земли-3
Церкви и пашня остаются символами русского села
Торговали льном и картофельной мукой
Ильинское-Хованское – сегодня крупный поселок городского типа, административный центр Ильинского района - считается одним из наиболее древних сел нашей области.
Известный местный краевед Евгений Смолин, долгое время возглавлявший районную администрацию, сообщает: «Во времена раннего феодализма на месте современного поселка Ильинское стоял терем ростовского князя Силобая. Позже этими землями владел сын киевского князя, Владимира Мономаха, Роман. В 50-е годы XII века князь Ярослав, сын Юрия Долгорукого, поставил здесь деревянную церковь и собирал дань».
Само название – Ильинское – результат вытеснения язычества в наших землях, пишет в своей книге «Лик земли Ильинской» Евгений Смолин. В период крещения Руси деревянные церкви в честь Ильи Пророка, святителя Николая и других святых ставились как символ единобожия в местах капищ язычников. Так и появилось Ильинское. Сожженое в 1239 году татарами, оно и потом горело много раз, но к концу XV века уже было крупным поселением – с двухэтажным бревенчатым домом князя.
Во времена Ивана Грозного ильинские земли были опричными.
Первое письменное упоминание Ильинского – в 1619 году, когда царь Михаил Фёдорович (первый из династии Романовых) пожаловал его князю Дмитрию Пожарскому в награду за его заслуги в борьбе с польскими интервентами.
Современное двойное название Ильинское-Хованское село получило во второй половине XVIII столетия по новому владельцу – князю Петру Хованскому. Ему оно отошло в качестве приданного жены – Дарьи Пожарской.
В начале XIX века начинается расцвет села, обусловленный распространением ткацкого и кузнечного промыслов. Несколько позднее жители села основывают первые крахмальные заводы. С 1775 года разросшееся богатое село становится административным центром волости в составе Ростовского уезда Ярославской губернии. В Ильинском проводились ежегодные крупные ярмарки в Ильин день: главными товарами выступали лен и картофельная мука.
Интересные факты об Ильинском-Хованском
Краевед Евгений Смолин рассказывает, что раскопки, проводившиеся в 1963 году на Козлихиной горе неподалеку от деревни Кривцово, а также на окраине райцентра, показали, что в пятом тысячелетии до нашей эры там уже были первобытные поселения. Экспедиции Института археологии Российской академии наук доказали, что в период позднего неолита, в эпоху бронзы и железного века жизнь местного населения была оседлой.
В отличие от всех предыдущих владельцев князь Пётр Хованский предпочел жить в Ильинском, хотя имел родовой дом в Москве. Он выстроил новую усадьбу – она располагалась к северо-западу от центральной площади, за ростово-суздальской дорогой. После смерти владельца дом, видимо, быстро пришел в запустение, а в первой половине XIX века на его месте было выстроено двухэтажное здание, по традиции называемое «домом Хованского». За время своего хозяйствования в Ильинском князь расширил пруд и выстроил несколько лавок. Пётр Варфоломеевич прожил в Ильинском лишь четыре года и умер от скоротечной болезни.
На берегах Туманной реки
Еще один из древнейших населенных пунктов Ивановской земли – село Парское Родниковского района. Первое упоминание о нем относится к 1399 году, когда здесь, на берегу реки Парши, была якобы найдена явленая икона Святого Иоанна Предтечи. Тогда же в Парском была выстроена деревянная Предтеченская церковь.
Название села происходит от реки. На первый взгляд, оно смешно и неблагозвучно. Однако происходит не от русского названия болезни, а от слова из языка финно-угорского племени меря, в древности жившего здесь. По мнению некоторых лингвистов, название реки состоит из двух частей: «пар» – туман (возможна также связь со славянскими словами «пар», «парить») и «ша» – речка, вода (эта же частица встречается в названиях рек Юкша, Мокша, Колокша…). Так что, если верить этой версии, получается очень поэтично – «Туманная река».
В годы собирания русских земель вокруг Москвы через Парское проходила одна из известнейших русских дорог – Стромынинский тракт, или Стромынка. Она шла от Москвы через Сергиев Посад, Александров, Суздаль, Гаврилов Посад, Шую и заканчивалась у берегов Волги (возможно, у Пучежа). Здесь же пролегала дорога, связывавшая Шую и Кострому. Пересекались у Парской переправы пути между торговыми селами Ивановом (ныне город Иваново), Дуниловом и Палехом.
С XIV по XVII века Парское принадлежало князьям Шуйским. Здесь был их дворец, пруды и соколиные питомники. Потом селом владели, в частности, боярин Морозов, (родственник царя Алексея Михайловича) и череда князей Голициных. До отмены крепостного права в 1861 году оно перешло к князьям Трубецким.
В Смутное время, в 1616 году, в Парском пытался укрепиться польский воевода пан Лисовский, гонимый из Москвы с остатками своих отрядов, но потерпел неудачу и бежал дальше на юг. Но, несмотря на повсеместное разорение городов и сел польскими войсками, Парское бурно развивалось. Село становится широко известным благодаря местным Ивановским ярмаркам, проходившим ежегодно в конце августа и приуроченным к престольному празднику села – дню Усекновения главы Иоанна Предтечи. Также в селе устраивались и еженедельные торги.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото из журнала "Русская иллюстрация" (1915 г.)
В Парском действовало несколько текстильных предприятий. Этому способствовала всё та же ярмарка, где основной объем торговли падал на ткани. Открытие Нижегородской ярмарки и строительство железной дороги Иваново-Шуя подорвали торговлю в селе. В конце XIX века был даже закрыт местный гостиный двор.
К началу XX столетия Парское стало полупролетарским поселением, так как едва ли не половина взрослых жителей отправилась работать на текстильные фабрики Шуи, Родников, Иваново-Вознесенска или занялась промышленной деятельностью. В селе работали небольшие кирпичные заводы, хлебопекарни, калачные и крендельные заведения, несколько бакалейных лавок и мясных магазинов.
Ансамбль церквей Усекновение главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня в Парском
Парское считалось волостным центром Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Здесь действовали земская больница и училище, работало общество трезвости. При открытой в Парском народной чайной с недорогими обедами была организована библиотека с читальней. В 1915 году в селе даже проходили сельскохозяйственные курсы для крестьян уезда, где они осваивали передовые приемы земледелия и садоводства. Крепкие корни в селе пустили столыпинские реформы. Местные крестьяне в 1916 году объединились в артель с собственным молочным заводом, что было отмечено в российской центральной печати.
Интересные факты о Парском
По некоторым данным, в 1552 году царь Иван Грозный останавливался здесь, возвращаясь из похода на Казань. Он отметил в Парском свой день ангела, сделал богатый вклад в местный Иоанно-Предтеченский храм, подарил селу икону Святого Иоанна Предтечи и долю трофеев, взятых в Казани.
В начале XVII столетия село стало любимым местом пребывания царя Василия Шуйского. Сюда он приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, основному владельцу имения.
В середине XVIII века от удара молнии сгорел старый деревянный Предтеченский храм. В 1773 году на его месте возводится большая каменная церковь с тем же названием, возвышающаяся над торговой площадью села. К этому времени площадь занимал крупный каменный гостиный двор городского типа. Позднее, в 1816-1822 годы, ансамбль торговой площади был дополнен строительством Вознесенского храма, сильно перестроенного в 1863 году.
В 1800-1835 годах Ивановские ярмарки в Парском достигли своего наибольшего расцвета. Их обороты исчислялись 10 миллионами рублей ассигнациями. Это был один из наивысших показателей по России. В те же годы на торговой площади села насчитывалось более 450 магазинов и лавок, не говоря уже о торговле с возов и лотков. Торговали в Парском в ярмарочные дни огурцами, капустой, рыбой, пивом, медовухой, солеными и сушеными грибами.
Парский калач. Современная интерпретация.
В XIX веке гордостью села были знаменитые парские калачи, выпекаемые местными жителями только для продажи (сейчас технологию изготовления этих калачей пытаются возродить многие пекарни и хлебозаводы). Сами же пекари ели обычный ржаной хлеб. Обозы с калачами из Парского отправлялись даже в Москву. Славилось село и производством гребней для волос. В 1889 году оно выпустило 2 миллиона штук пальмовых и 500 тысяч штук роговых гребней.