Что только не говорят об уроках религиозных культур. Разработчики курса утверждают, что предмет носит не вероучительный, а культурологический характер. Однако многие родители относятся к новшеству настороженно. В 47 школах нашей области этот предмет введен уже с последней четверти нынешнего учебного года. Корреспондент «ИГ» отправился в ивановскую школу № 20.
Борьба с бездуховностью или с безграмотностью?
Полное название курса - «Основы религиозных культур и светской этики». Он состоит из 6 модулей. Родители должны выбрать для своего ребенка один из них. Первые четыре посвящены отдельным культурам: православной, исламской, буддистской и иудейской. Еще два модуля носят общий характер: основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Хотя на практике такой выбор есть далеко не всегда – в школах не хватает специалистов.
Новый курс рассчитан на год и потеснит привычную «линейку» предметов четвероклассника. Из недельной программы будет убран один урок либо русского языка, либо литературного чтения. Это значит, что у школьников станет меньше времени на ознакомление с правилами грамматики или литературными произведениями. Противники нового курса сходятся во мнении, что новшество приведет к ухудшению грамотности у ребят. С другой стороны, нет однозначного ответа на вопрос, что важнее – борьба с бездуховностью или борьба с безграмотностью?
Итак, в ивановской школе № 20 учитель начальных классов Наталья Кобелева проводит пятый урок «Основ религиозных культур и светской этики». Пока он проводится раз в неделю не вместо литературного чтения, а вместо классного часа. На собрании родители пришли к единому мнению, что их детям нужен общий курс – «Основы мировых религиозных культур». В противном случае класс пришлось бы делить на группы. Тогда потребовались бы отдельный кабинет и учитель (или учителя). Пока директора школ с трудом представляют, где отыскать помещения и педагогов, если классы разделятся на максимальные 6 групп.
Школьники искажают незнакомые слова
Ребята сдвигают столы и стулья и рассаживаются по командам. Наталья Михайловна начинает урок с известной христианской притчи о том, как человека не пустили в храм. В конце повествования человек видит Бога, который говорит о том, что и его не пускают в храм. Учительница не сообщает, Бога какой религии видит человек. Она спрашивает об этом детей. Ученики называют разных богов – тех, в которых верят или о которых слышали. Потом учитель объясняет ребятам, что в мире существует несколько религий.
Одна из команд получает карточку «христианство», другая – «ислам», третья – «буддизм» и четвертая – «иудаизм». На каждой карточке - вопросы, ответы на которые нужно найти в учебнике. В нем, кстати, материалы о различных верах сопоставимы по объему.
Школьники с интересом разглядывают учебник. Многие читают шепотом. Слышно, как они делают неправильные ударения – Вифлеем. В устной речи ребята и вовсе искажают слова: вместо «проповедовать» - «праведовать» и так далее. Учитель, конечно, поправляет ребят. Но, наверное, прежде чем скакать по верхам, нужно было объяснить детям, от какого слова произошел, например, этот глагол.
После того как ребята дают устные ответы (не всегда это получается с первого раза), педагог закрепляет материал. Вопрос «Как зовут юношу, который вызволил из рабства еврейский народ?» переадресовывается тем детям, которые готовили ответы о христианстве. Те, кто читал про буддизм, отвечают на вопрос «В каком городе родился Христос?». Пусть и с подсказками, но с заданиями ребята справляются.
С помощью интерактивной доски школьникам показывают фотографии Преображенского кафедрального собора в Иванове, больше известного как Белая церковь. Увидели школьники и ивановскую мечеть. Педагог спрашивает, где находятся эти храмы, но ответов нет. Похоже, дети впервые их видят.
Будут ли оценки за четверть, пока неизвестно
Мне понравилось то, что при обсуждении учитель не делал акцента на той или иной религии. Но никто не гарантирует, что все педагоги будут действовать так же. Ведь у каждого есть свои предпочтения, а у кого-то - вера.
Под конец урока ребята показывают домашнее задание. Нужно было придумать сценки, посвященные заповедям той или иной веры. В сценке «Воздерживайся от ответа злом на зло» девочка изрисовала тетрадь мальчика. Поначалу тот разозлился, но потом простил проказницу. Она в свою очередь осознала свою вину… Сценки, отражающие в основном школьную жизнь, получились поучительными. Это дает надежду, что в реальных ситуациях ребята урегулируют свои конфликты мирным путем.
Сейчас учителя, прошедшие специальные курсы в областном институте развития образования, посещают уроки в пилотных школах и обсуждают проблемы внедрения курса. Не всё решено с размером оплаты занятий. Если курс ведет не «универсальный» учитель начальных классов, а предметник, то первый теряет учебные часы, а значит, получит меньшую зарплату.
Еще одна проблема – отсутствие методик контроля. «Четвероклассники уже привыкли к оценкам, их нужно как-то поощрять. Поэтому я ставлю им оценки в журнал, а за четверть они будут получать «зачет» - «незачет». Возможно, к началу нового учебного года методики появятся», - говорит Наталья Кобелева.
Сложно судить, как отразились пилотные уроки на детях. Совершенно точно, что планы занятий нужно улучшать, корректировать, и не раз. Это доставляет педагогам головную боль. Да и то, под каким «соусом» станут преподавать новый предмет в конкретной школе, будет зависеть прежде всего от личности учителя. Родителям следует внимательно отнестись к выбору модуля и присмотреться к педагогам.
Добавить комментарий: