9 декабря 2022
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Дела архивные 14 августа, 12:14 425

Как Иваново превращали в центр жизни края

Проект фабрики-кухни № 2, которая каждый день готовила 120 тысяч блюд (1932 год).
Проект фабрики-кухни № 2, которая каждый день готовила 120 тысяч блюд (1932 год).
Проект планировки города появился в 1930 году, в главный центр входили улицы Социалистическая, Кокуй, Крутицкая, Садовая, Лежневская. Власти обещали рабочим построить прачечную, фабрику-кухню, театр, кинотеатры и даже детские столовые.

Планировали открыть даже детские столовые

В 1929 году на карте РСФСР появилось новое административно-территориальное образование – Ивановская промышленная область. Иваново-Вознесенск стал центром огромного региона, объединившим четыре губернии с однородным типом хозяйствования. Ивановская промышленная область занимала площадь 123 тысячи квадратных километров с населением более 4,4 млн человек. По экономической мощности область стояла на третьем месте в СССР (после Московской и Ленинградской). На ее территории располагалось 89 хлопчатобумажных и 45 льняных фабрик.

В 1930 году ленинградский архитектор Лев Ильин разработал основные положения для планировки Ива­ново-Вознесенска, важнейшими направлениями которых являлось развитие промышленности, железнодорожного транспорта, электрификация, открытие новых высших учебных заведений. В течение пятилетия в городе намечалось строительство заводов текстильного и торфомашиностроения, фабрики искусственного волокна, трикотажной...

Проект планировки предусматривал разбивку города на кварталы, присоединение Кохмы к Иванову. Был определен главный центр: улицы Социалистическая, Кокуй, Крутицкая, Садовая, Лежневская. На окраинах запроектировали амбулатории, аптеки, кинематографы, библиотеки, сберегательные кассы, универмаги, милицейские участки.

Основополагающим документом для развития областного центра стало постановление СНК СССР от 25 июня 1931 года "О хозяйственном, жилищном, коммунальном и культурном строительстве Иваново-Вознесенска". Предлагалось включить его "в список реконструируемых городов с выделением планирования городского строительства особо от области". На развитие дополнительно, сверх контрольных цифр, были выделены специальные ассигнования – 4640 тыс. рублей.

В программе работ значилось строительство самых разнообразных объектов для населения: механической прачечной, фабрики-кухни, студенческих общежитий, яслей, пионерских лагерей, рабочего театра, кинотеатров, точек общественного питания, в том числе детских столовых. Для создания собственной продовольственной базы горсовет внес предложение организовать показательный молочный совхоз и развернуть в пригороде огородные хозяйства.

Планировалось строительство канализационной сети и транспортного предприятия на десять автобусов Я-6 и семь специальных коммунальных машин. На территории фабрик и новых жилых районов решили разместить книжные киоски и создать технические библиотеки. Горисполком принял специальную программу по преобразованию городских улиц в благоустроенный вид, включая асфальтово-бетонное, брусчатое, булыжное мощения.

Рабочие просили самолеты до Москвы и... крематорий

Интересны сохранившиеся протоколы рабочих собраний по "превращению города Иванова в культурный и хозяйственный центр". Так, работники фабрики "Трудовая коммуна" просили сломать все имеющиеся в городе церкви и построить на их месте дома культуры и отдыха. Они же хотели заменить автобусное движение в городе трамвайным. Рабочие фабрики Дзержинского вынесли резолюцию о необходимости культурного строительства на окраинах города.

Еще один примечательный документ – "Наказ депутатам Ивановского горсовета" за 1935 год: ивановцы внесли около 300 практических предложений для улучшения жизни в городе. Как и ныне, много нареканий вызывала работа транспорта, особенно на окраинах. Рабочие предприятий просили продлить работу трамваев и автобусов до двух часов ночи, привести в образцовый порядок бани, прачечные, благоустроить дороги, скверы, детские площадки, организовать воздушное сообщение Иваново – Москва... Зафиксированы и необычные предложения: рабочие фабрики БДМ надеялись на строительство в городе крематория, на комбинате искусственной подошвы хотели "оживить программу цирка, разработать ряд номеров, отображающих производственную жизнь города и области".

Цирк строили по европейским стандартам

В 1930-е годы в областном центре идет интенсивное строительство промышленных, жилищных и культурных объектов. В госархиве хранится проект фабрики-кухни № 2, разработанный московским архитектором. Это мощное предприятие общепита (располагалось на пр. Ленина, 43) ввели в эксплуатацию в 1933-м. Ежедневно для рабочих центральной части города фабрика производила 120 тыс. блюд. Обеды развозили в термосах по столовым и предприятиям. В корпусах фабрики-кухни открыли техникум общественного питания, готовящий специалистов для механизированных столовых, пищевых лабораторий, а также специальных кулинаров-кондитеров. Фабрика-кухня просуществовала 16 лет.

Уникальной постройкой был госцирк. Его торжественное открытие состоялось 28 сентября 1933 года. Ивановский цирк стал одним из первых в стране, построенных в советский период. Здание считалось лучшим по своей конструкции и могло конкурировать с европейскими стандартами. За долгие годы арена ивановского цирка видела многих знаменитых артистов: мастеров комического жанра Радунского и Вильзатака (дуэт Бим-Бом), дрессировщиков Эдера, Гладильщикова, Никитина, иллюзиониста Кио... Перед войной в цирке демонстрировали свое мастерство снайперы и автогонщики. Здание снесли в 1975 году.

Благоустройство территории около цирка (1933 год).

Большое значение для областного центра имело строительство нового железнодорожного вокзала. В 1929-м президиум горсовета определил место – у Марашкинского переезда. Был объявлен конкурс на проект вокзала, который выиграл московский архитектор Владимир Каверинский. Строительство завершилось в декабре 1932 года.

Новый вокзал в стиле конструктивизма стал одним из крупнейших сооружений железнодорожного транспорта. Общая длина всего здания по фасаду составляет 163 метра. По своим масштабам ивановский вокзал занимал седьмое место среди самых крупных вокзалов СССР, а в сравнении с областными уступал только Ленинградскому и Харьковскому. Помещение было рассчитано на пропуск в течение суток нескольких десятков тысяч пассажиров.

А еще в 1930-е годы заметными событиями стали сооружение трамвайных путей, ввод в эксплуатацию городского парка культуры и отдыха имени Степанова, строительство хладокомбината, маргаринового и хлебного заводов, "Ивтекмаша", химического института, интердома... Город расширялся, развивался и хорошел день ото дня.

 Штрих. В канун нового 1933 года Иваново-Вознесенск переименовали в Иваново. Формулировка постановления горсовета гласила: "Учитывая отсутствие исторического значения в двойном названии города". Вопрос о переименовании возник еще в 1929-м и был вызван тем, что "с топографическим объединением двух исторических частей Иваново-Вознесенска отпала необходимость в двойном наименовании". Кроме того, посчитали, что во второй половине названия "заключается культовый придаток, возбуждающий недовольство местных рабочих и утерявший смысл с переименованием Вознесенской части города в Сталинский район..." Заключительным аргументом указывалось, что уже давно фактически город принято называть Ивановом, как и станцию железной дороги. 27 декабря 1932 года председатель ВЦИК Михаил Калинин подписал постановление "О переименовании города Иваново-Вознесенска ИПО в город Иваново".

 

Любовь ЯБЛОКОВА, начальник отдела облархива

Поделиться

Читайте также в рубрике «Дела архивные»

Опрос

Как изменилось материально-техническое оснащение ивановских школ за последние несколько лет?

  • В лучшую сторону. Ремонтом и интерактивной доской никого не удивишь
    52.7%
  • Не изменилось, но поддерживается на крепком уровне
    27%
  • Стало хуже или остается плохим
    20.3%
  • Всего голосов: 74.
Голосовать Все опросы Результаты

Известно.Ру Спецпроекты 

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке