Иваново "докатилось" до кикшеринга

8 сентября 2021 09:44

С недавних пор у ивановцев появилась возможность через мобильное приложение взять напрокат электросамокат. Эта услуга называется кикшеринг. У нее есть не только поклонники, но и противники. Соцсети изобилуют сообщениями об авариях с электросамокатами, власти вводят ограничения на скорость… А как обстоят дела с кикшерингом в Ивановской области?

За лето "Кеклик" разросся до федеральной сети

В Иванове первым стал небольшой региональный сервис "Кеклик", который в мае выставил на улицы около 200 электросамокатов. Поначалу жители оказались к этому не готовы: они считали электросамокаты бесхозными и уносили их домой.

По словам представителя службы проката "Кеклик" Михаила Малышкина, за лето ивановцы привыкли к новому сервису, но до сих пор кикшеринг регулярно сталкивается с порчей имущества. Значительная часть техники находится в ремонте.

По словам Малышкина, средний чек одной поездки в Иванове составляет 100-150 руб. Для сравнения: по данным журнала для предпринимателей Inc. Russia, средний чек крупнейшего прокатчика Urent в Москве 180 руб.

Отличаются и расчеты по доходности бизнеса. В Urent самокат зарабатывает примерно 7000 руб. в неделю, а эксплуатационные расходы на него составляют 2000 руб. Представитель "Кеклика" считает, что это скорее расчетные цифры, реальное соотношение доходов-расходов в Иванове примерно 7000 к 6000 руб.

Несмотря на сложности со входом на рынок, региональный "Кеклик" за лето вырос в небольшую федеральную сеть кикшеринга.

Развитию бизнеса мешают угонщики и вандалы

В августе число прокатных самокатов в Иванове выросло почти втрое, поскольку в городе появился Urent – крупнейший в России по количеству самокатов шеринг. В период запуска в Иванове компания выставила от 300 до 500 самокатов. Их число прокатчик регулирует в зависимости от дня недели и спроса, пояснила пресс-секретарь Urent Алёна Сухаревская.

По ее словам, компания получает много позитивных отзывов, клиенты отмечают удобство самокатов. "Мы поставили в Иваново легкую модель, на которой легко передвигаться по городу, несмотря на несовершенства дорог и инфраструктуры", – отметила представитель Urent.

И у "Кеклика", и у Urent есть фиксированный стартовый взнос в 30 руб., но у "Кеклика" в него входят первые пять минут проката, а у Urent – нет, поэтому стоимость поездок у последнего чуть выше. Завоевывать ивановский рынок крупнейший кикшеринг планирует за счет выгодных предложений, подписки на сервис и широты покрытия.

И Urent, и "Кеклик" планируют постепенно расширять зону аренды. "Видим по картам поездок и по обращениям в поддержку, что людям удобнее ездить дальше. В соответствии с потребностями пользователей расширяем географию работы", – рассказала Сухаревская. В будущем сезоне Urent будет рассматривать выход и в другие города области.

Среди приоритетных зон покрытия "Кеклика" – Кинешма, Шуя, Плёс и Юрьевец, но сроки выхода за пределы облцентра Малышкин пока не назвал.

По его словам, главной проблемой развития сервиса стали кражи и порча самокатов. Правоохранители возбудили против вандалов шесть уголовных дел, одно из них в ближайшие дни уйдет в суд.

Urent на вопросы о способах борьбы с порчей электросамокатов не ответил. При этом на бирже HeadHunter компания разместила объявление о поиске специалиста службы безопасности с зарплатой от 50 000 руб.

На будущее кикшеринга влияет политика местных властей

Кикшеринг в России находится в стадии бурного роста и освоения территорий, рассказала главред "Трушеринга" Полина Волкова. Разница между заявленным парком "Кеклика" и Urent не показалась эксперту значительной: пока это похоже на здоровую конкуренцию.

"Вытеснит ли крупный оператор местного игрока, зависит от того, как будут действовать компании: на это влияет ценообразование, удобство, доступность электросамокатов и грамотное расположение парковок".

По ее словам, крупные федеральные сети обладают большим опытом, поэтому можно смело утверждать, что выставленное Urent число самокатов соответствует предположительным расчетам емкости рынка.

Развитие кикшеринга зависит от города. "Сезон­2021 показал, что отношение региональных властей играет огромную роль в развитии или умирании сервисов индивидуальной мобильности", – отметила собеседница.

Urent разместил парковки без разрешения администрации

Почти 700 прокатных электросамокатов, "выброшенных" на улицы Иванова, по-новому поставили вопрос о безопасности пешеходов и развитии городской инфраструктуры.

Многочисленные парковки для электросамокатов по факту обозначены лишь на виртуальных картах в приложениях. Частично они располагаются на узких тротуарах и мешают пешеходам.

Михаил Малышкин рассказал, что "Кеклик" организовал 22 парковки, каждую из которых согласовал с собственником земли. Администрация Иванова в ответе на запрос эту информацию подтвердила.

Urent на вопрос о парковках не ответил, но визуально на карте мобильного приложения их значительно больше, чем у "Кеклика". При этом ООО "ЮрентБайк.ру" (юрлицо, указанное на чеке и обеспечивающее прокат самокатов в Иванове) за разрешением в администрацию не обращалось, а только уведомило городские власти о планируемом размещении электросамокатов.

Представители мэрии также уточнили, что местная программа "Формирование современной городской среды" предусматривает места для парковки электросамокатов и зоны для передвижения на них. Они появятся на набережной Уводи между Соковским и Самойловским мостами.

В ПДД электросамокатов пока нет

Другой важный вопрос касается безопасности передвижения. Прокатчики электросамокатов всю ответственность перекладывают на пользователей, которые при регистрации в приложениях заключают соответствующий договор. В частности, кататься на электротехнике разрешается людям старше 18 лет и по одиночке. "Кеклик" отдельно обговаривает обязательное использование защитного шлема, Urent по умолчанию включает в стоимость проката страховку (30 руб.), от которой можно отказаться.

Но привлечь к ответственности за несоблюдение условий договора невозможно: в правилах дорожного движения статус электросамокатов не прописан. В одних случаях человек на самокате может считаться пешеходом, в других – самокат относится к мопедам. А Минтранс пока занимается разработкой поправок в ПДД.

Мощность прокатной техники составляет примерно 20 Вт. Электросамокаты до 250 Вт считаются средствами индивидуальной мобильности, а их "водители" – пешеходами, рассказала начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Центра надзора регионального ГИБДД Наталья Пешкова. Маломощная техника может ездить по тротуарам, пешеходным или велодорожкам, а за городом – по обочинам или краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

"Для средств индивидуальной мобильности ношение шлема носит рекомендательный характер. При нарушении правил дорожного движения наступает административная ответственность как для пешехода", – пояснила Пешкова.

Пока электросамокаты нечасто попадают в сводки ГИБДД. В Иванове в этом году единственное происшествие случилось вечером 17 июля около ТЦ "Тополь": водитель легкового автомобиля сбил 17­летнего юношу на электросамокате.

В целом по стране статистика иная. В 2020 году в России зарегистрировано 331 происшествие с электросамокатами, погибли 6 человек, 347 были ранены.

После происшествия у "Тополя" "Кеклик" по просьбе мэрии ограничил скорость передвижения по Иванову с 25 до 18 км в час.

Многие российские города также вводят специальные медленные зоны с ограничением скорости до 5–10 км в час. На вопрос, будут ли ограничения в Иванове, администрация города не ответила.

Условия кикшеринга в Иванове

 

"Кеклик"

Urent

Стартовый сбор

30 руб., включая первые пять минут поездки

30 руб.

Подписка

Нет

199 руб./месяц бесплатный старт поездок

Стоимость минуты

5 руб., начиная с шестой минуты поездки

5 руб. с первой минуты поездки

Страховка

Нет

30 руб.

Число пользователей приложения

Более 10 000 скачиваний

Более 1 млн скачиваний

Возможность бронирования

Нет, планируется при следующем обновлении приложения

Есть, бесплатно на 10 мин.

Списание средств

Требуется привязка банковской карты к приложению и пополнение личного кабинета на сумму от 100 руб.

Требуется привязка банковской карты к приложению, списание средств проходит по окончании поездки

Число электросамокатов

Около 200

300-500 в зависимости от востребованности

Число парковок

22

Неизвестно

Бонусы при пополнении счета

От 400 до 699 руб. – 10%, от 700 до 999 руб. – 15%, от 1000 руб. – 20%

750 руб. – 50 бонусов, 1000 руб. – 150 бонусов, 2000 руб. – 400 бонусов

 

Лилия СУХАРЕВА

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей