Судил нацистов на Нюрнбергском процессе…

23 октября 2020 09:31

Разыскивая материалы для очерка о начальнике УВД по Ивановской области в 1944 и 1945 годах генерал-майоре Павле Молькове, я наткнулся на его биографию, изложенную его внуком. "Мой прадедушка Павел Михайлович, – писал он, – закончил Академию имени Фрунзе и воевал вместе с маршалом Жуковым на Халхин-Голе. Во время войны с Японией был советником монгольского военачальника Чойбалсана. После окончания Великой Отечественной дед был направлен советским правительством на Нюрнбергский процесс – как представитель СССР по приведению в исполнение приговора над нацистскими преступниками.

Во время процесса таких особо важных наблюдателей было четверо: дедушка и представители из США, Англии и Франции. К этому времени он уже дослужился до генерал-майора, и принимали деда со всевозможными почестями. У нас сохранились документальные свидетельства этих событий: командировка деда, подписанная Сталиным, и групповое фото, на котором запечатлели всех четырех свидетелей процесса из разных стран. Но моя бабушка решила, что это должно быть не только нашим семейным достоянием, и передала документы в краеведческий музей.

После Нюрнберга деда отправили в Берлин и поселили в квартиру фашистского генерала: она была полностью меблирована, в ней находились все вещи немецкой семьи – казалось, они лишь ненадолго вышли прогуляться. Тем не менее, никто назад не вернулся, и дедушка решил забрать в качестве трофея часы, которые после закончившейся службы вывез домой. Сделанные из цельного массива дерева, они особенно приглянулись нашей семье. После смерти деда часы оказались у его дочери, моей бабушки, с которой я долгое время жил: позже по наследству они перешли ко мне и моей семье. Сейчас часы висят на кухне, и мы бережно храним историю былых подвигов моего прадеда: военный трофей – безмолвный свидетель тех беспокойных времен".

 В "Зале 600" нацистов ждало возмездие

Надо отдать должное правнуку: он верно рассказывает о своем родственнике.

Павел Михайлович в 1945 году после победы над фашистскими захватчиками действительно был командирован в Германию в качестве начальника Отдела внутренних дел Советской военной администрации. Естественно, он принял участие в международном Нюрнбергском процессе над группой главных нацистских военных преступников, который проходил в "Зале 600" здания суда присяжных в Нюрнберге. Молькову довелось общаться с такими видными в то время представителями советской Фемиды, как Главный обвинитель от СССР, прокурор Украинской ССР Руденко, заместитель Главного обвинителя Покровский и его помощники Зоря, Рагинский, Смирнов и Шейнин, советник, член-корреспондент Академии наук СССР Трайнин.

В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседаний, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства (в основном официальные документы германских министерств и ведомств, генштаба, военных концернов и банков).

Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным советом и в ночь на 16 октября 1946 года смертные приговоры были приведены в исполнение (Геринг покончил жизнь самоубийством незадолго до казни). Мольков в соответствии со своей должностью вместе с представителями стран-победительниц контролировал этот процесс.

АГКО спасал Архангельскую область от вражеских авианалетов

Но вернемся к биографии Молькова.

Павел Михайлович родился в 1904 году. После работы в Монголии он хорошо себя проявил, будучи начальником НКВД Архангельской области, где возглавлял наркомат в трудное военное время, с 1941 по 1943 год. По свидетельству кандидата исторических наук Леонида Санникова, именно он совместно с другими руководителями области 14 сентября 1942­го, выполняя решение бюро обкома ВКП(б) и облисполкома, создал Архангельский городской комитет обороны (АГКО).

Постановления АГКО распространялись и на Молотовск (сейчас – Северодвинск), и на районы области. Комитет был создан вскоре после массированных налетов немецкой авиации на Архангельск. Цель их была одна – уничтожить прорвавшиеся "огненными милями" суда из Англии и США, а также порт, где выгружались и временно хранились военные грузы, железную дорогу, по которой они перевозились...

Сосредоточив в своих руках всю гражданскую и военную власть, комитет сразу начал активно работать. Уже в том же месяце был утвержден план обороны города, вынесено постановление о создании нескольких укрепленных районов: на эти работы было привлечено по трудовой повинности до семи тысяч человек, в том числе 1200 мобилизовано с отрывом от основного производства. Было построено несколько аэродромов. По ходатайству комитета Карельский фронт выделил для охраны воздушного пространства Архангельска авиационный истребительный полк. Была создана служба воздушного наблюдения, оповещения и связи. К перехвату немецких самолетов, рвавшихся к Архангельску, привлекли и авиацию Северного флота. На подступах к городу и на его окраинах развернули несколько отдельных зенитных артиллерийских дивизионов.

В районе действовал строжайший режим светомаскировки, были приняты жесткие меры по поимке диверсантов и предателей. АГКО частично стал внесудебным карательным органом. По его постановлениям (на основе материалов милиции) из города до окончания войны как "социально опасные элементы" выселили более 190 человек.

Всё это позволило резко сократить число немецких бомбовых ударов по Архангельску.

Работа комитета положительно оценило руководство страны. Павла Молькова перевели в Москву на должность офицера для особых поручений при наркомате внутренних дел СССР. Это, по всей видимости, было сделано для того, чтобы ближе познакомиться с перспективным работником. И уже через год он получает новое назначение – начальником НКВД по Ивановской области.

В борьбе с бандитизмом погибали, как на фронте

Главная задача, которая была поставлена перед ним, – борьба с бандитизмом.

В области при УНКВД к тому времени уже был создан отдел по борьбе с бандитизмом. В годы войны этот вид преступности сильно разросся, и работникам милиции пришлось работать днями и ночами, очень часто с риском для жизни. В этот период борьба с преступностью была особенно сложной.

Вот факты буквально нескольких дней. В Иванове при задержании на улице Кузнецова вооруженных воров с краденой тканью с фабрики Жиделёва погиб командир 5-го отделения милиции Григорий Фомченко. При задержании вооруженного бандита погиб на боевом посту проводник служебно-розыскной собаки Ивановского городского отдела милиции Фёдор Березенцев…

Для концентрации усилий правоохранительных органов по инициативе Павла Молькова и при поддержке обкома партии в 1944 году в областном центре был образован городской отдел милиции. Первым начальником уголовного розыска в нем был назначен И. Митрофанов.

Борьба с бандитами, дезертирами, ворами приобретала всё более ожесточенный характер. Павел Михайлович внедрял в практику ивановской милиции методы, которые с успехом использовались в работе в прифронтовой Архангельской области. И как результат, практически не было месяца, чтобы городские и районные отделы внутренних дел не докладывали ему об успешных операциях по разоблачению и поимке рецидивистов.

В том же году, вскоре после ноябрьских праздников, его вызвали в Москву и командировали в Германию. К этому времени уже генерал-майор, Павел Михайлович работал за рубежом до 1948 года.

 Из послужного списка. После возвращения в Союз Павел Мольков получил назначение в Челябинск, на место заместителя начальника управления МВД. С 1951 года он – заместитель министра внутренних дел Узбекской ССР, а с 1953-го – зам­начальника управления МВД по Ленинградской области. После этого некоторое время работал заместителем начальника Управления Камышового исправительного трудового лагеря МВД СССР.

В отставку Павел Михайлович ушел в декабре 1954 года. Однако с милицией связи не прерывал, часто выступал перед личным составом, делился опытом, рассказывал о Нюрнбергском процессе. В 1960-х годах приезжал в Иваново.

И. АНТОНОВ

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей