Главный милиционер в годы войны

13 августа 2020 09:45

(К 115-­летию со дня рождения). Во время Великой Отечественной областное НКВД возглавлял Михаил Маркеев. Обязанности сотрудников правопорядка в эти тяжелые годы умножились: они отлавливали диверсантов, дезертиров, боролись со спекуляцией, преступными группировками. Руководство страны оценило работу ивановской милиции, впоследствии назначив Маркеева министром внутренних дел в Молдавию.

Отлавливали немецких диверсантов

Во время Великой Отечественной войны наш земляк Алексей Морозов попал в плен к немцам, обучался на радиста в разведшколе абвера, а когда был заброшен в тыл Красной Армии, на территорию нынешнего Южского района, пришел с повинной в отдел НКВД. Об этом тут же доложили начальнику областного управления НКВД Михаилу Маркееву.

До прибытия в Иваново он служил на различных должностях в центральном аппарате комиссариата внутренних дел СССР и решил использовать агента немецкой разведки для радиоигры с противником. Она началась 22 ноября 1942-го, продолжалась два года и, как записано в деле Морозова, "имела положительные результаты".

В 1943 году на ивановском рынке "Барашек" сотрудники милиции задержали другого диверсанта, которого вместе с тремя агентами немецкой разведки забросили на самолете на территорию Ивановской области. Примерно в это же время отличились и сыщики Гаврилово-Посадского районного отдела НКВД, которые помогли обезвредить четырех диверсантов-парашютистов.

Вместе с чекистами эффективно действовали работники милиции и в ликвидации возле Суздаля (территория этого района во время войны входила в Ивановскую область) немецкого десанта, задачей которого было освобождение бывшего командующего немецкой армией под Сталинградом фельдмаршала Паулюса.

За эти и другие успешные дела Михаил Маркеев только за один 1943 год был дважды награжден орденом Красного Знамени и получил звание комиссара Государственной безопасности.

Для стражей порядка открыли буфеты

Родился Михаил Иванович 15 (28) июля 1905 года в Сызрани в семье машиниста. В органах ОГПУ – НКВД – МВД – с 1928-го. Служил в различных регионах Советского Союза. Учился в Центральной школе НКВД СССР. Потом работал на различных должностях в центральном аппарате комиссариата. В 1939 году участвовал в "советизации" западных областей Белоруссии.

В Иваново переведен в конце 1939-­го на должность замначальника областного управления НКВД. С февраля 1941 года в звании капитана становится его руководителем. Именно Маркеев подписывал первые приказы военного времени. В одном из них, датированном 24 июня, "О переводе строевого состава Ивановского гарнизона милиции на казарменное положение", в частности, говорится о необходимости "обеспечить состав, размещенный казарменно, постельной принадлежностью, а также обеспечить бесперебойную работу управленческой столовой и организовать буфеты во всех городских отделениях милиции. Причем питание обеспечить за наличный расчет".

Однако по истечении всего месяца с небольшим управление НКВД возглавил другой человек, а Маркеев опять стал заместителем. По каким причинам это было сделано, "архивные документы умалчивают". Правда, с 30 декабря уроженец Сызрани – вновь главный милиционер Ивановской области.

Дезертир прятался за печкой

Промышленность продолжала переводиться на военный лад, стала ощущаться нехватка продовольствия, медикаментов. Появились сообщения о первых налетах немецкой авиации. Бомбовому удару подверглись Комсомольская электростанция, пригород Южи, дорога возле Ильинского. Бомбы были сброшены на железнодорожный мост через Воймигу недалеко от Гаврилова Посада.

Михаил Маркеев, по воспоминаниям современников, был человеком жестким, требовательным к себе и подчиненным. С первых же дней своего повторного назначения продолжил дело предшественника – повсеместное создание и обучение бойцов истребительных батальонов, организация приема и размещение раненых, борьба с диверсантами, дезертирами и расхитителями социалистической собственности.

Вот что вспоминает об этом времени ветеран уголовного розыска Михаил Перфильев: "Суровое время умножало и обязанности милиции. Кроме дополнительных постов патрулей, приходилось следить за выполнением жителями светомаскировки, охранять имущество эвакуированных граждан, поезда с машинами с фабрик и заводов, которые перебазировались вглубь страны. Наша работа осложнялась тем, что более 560 сотрудников милиции ушло на фронт, в их числе были и добровольцы. Поэтому в каждом районе из числа рабочих и служащих были организованы истребительные батальоны. Члены этих отрядов привлекались к обеспечению общественного порядка, а также к розыску диверсантов-парашютистов…"

Милиционеры боролись со спекуляцией. Хлеб на рынке, вспоминает Михаил Перфильев, продавался по 200-300 рублей за буханку. Один литр спирта стоил 1000 рублей. Надо было выявлять лиц, занимающихся подделкой продовольственных карточек. Ликвидация воровских, грабительских вооруженных групп требовала усиленной энергии, организованности, оперативной находчивости.

Вот несколько оперативных данных того времени: "Группа из четырех человек под угрозой пистолета совершила ограбление квартиры на улице Богдана Хмельницкого в Иванове. Их хотели задержать патрульные, но грабители произвели ряд выстрелов и скрылись. В тот же вечер работники милиции 1 отделения установили местонахождение указанной группы и всех арестовали в одной из квартир дома на улице Пролетарской. У грабителей изъято оружие и награбленные вещи".

"Областному уголовному розыску стало известно, что в одной из деревень скрывается вооруженный дезертир. Группа сотрудников, соблюдая все предосторожности, вошла в дом и при проверке одежды, висящей на стене за печкой, обнаружила его. Дезертир хотел бросить гранату, но не успел: оперативник опередил его на какое-то мгновение и выстрелил из пистолета".

"Осенью 1943 года шуйские сыщики предотвратили крупное хищение мануфактурной ткани с Ново-Горкинской фабрики и задержали членов преступной группы, орудовавшей под видом закупок в столице и других городах".

Подобных примеров можно приводить множество. Ивановская милиция и подчиненные ей истребительные отряды за успешно выполненные операции не раз получали благодарности и от обкома партии, и от руководства страны. В этом была немалая заслуга Михаила Маркеева.

Разграбленную республику на прочность испытала и засуха

Когда перед наркомом внутренних дел страны встал вопрос о том, кого назначить министром в только что освобожденную от немецких и румынских войск Молдавскую ССР, выбор пал на Михаила Ивановича. По этому случаю он собрал всех своих товарищей по работе в Ивановской области. Были теплые речи, добрые напутствия. При Маркееве более ста сотрудников НКВД были награждены орденами и медалями.

По свидетельствам военных корреспондентов "Правды" и "Известий", "Кишинев был разрушен так, как ни один виденный нами до сих пор город Советского Союза". За годы оккупации в республике было убито 64 тысячи граждан, 47 тысяч угнано в Германию. Разрушено 1037 промышленных предприятий, почти половина жилого фонда, школы и культурные учреждения. Вывезено за пределы Молдавии оборудование почти всех фабрик и заводов, более 1200 тракторов, комбайнов и автомашин, сотни тысяч тонн сельскохозяйственной продукции, около 500 тысяч голов скота.

Восстановление советской власти в республике в 1944 году коренным образом изменило привычную для многих социально-политическую обстановку. Землю национализировали. Исчезли частные банки и предприниматели. К новым условиям социалистического хозяйствования многим еще предстояло привыкнуть. На таком фоне в Молдавии ко всему прочему развернулась страшная засуха 1945-1946 годов.

Всё это способствовало росту преступности, самоуправства. В республику ввели 25-ю дивизию НКВД, которая получила задание помогать местной милиции обеспечивать правопорядок. И первые месяцы под руководством Маркеева органы внутренних дел сурово карали воров, убийц, грабителей и других преступников. Причем не останавливались и перед власть предержащими – партийными и советскими работниками, которые были не в ладах с законом. По этому поводу пошел поток жалоб якобы на самоуправство работников НКВД.

28 декабря 1945 года вместо Берии наркомом НКВД стал бывший его заместитель Сергей Круглов. Новый министр, в чью команду Маркеев не входил, решил не связываться с партийной верхушкой Молдавии и отстранил Михаила Ивановича от работы, направив его в распоряжение МВД СССР.

Позже Маркеев возглавил министерство внутренних дел Марийской АССР. Работал на различных руководящих постах в системе Управления строительства ответственных оборонных объектов и объектов мирного предназначения исправительно-трудовых лагерей МВД, а также в Министерстве юстиции СССР.

Из органов милиции уволен в 1954 году. Скончался в 1970-м.

 

И. АНТОНОВ

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024