Отважные из Пустошь-Бора

2 июля 2020 09:02

"Мы были высоки, русоволосы", – пронзительно сказал о своем поколении ивановский поэт Николай Майоров, полностью разделивший его судьбу. Что можно добавить к портрету тех, кто "ушел недолюбив"?

Мальчишки, родившиеся в начале 1920-х годов, заслонили собою страну. Их твердость, бесстрашие стали залогом Победы. Путь, пройденный ребятами из Пустошь-Бора – северной заводской окраины Иванова – это путь миллионов советских солдат. Все они мечтали вернуться домой, на родные улицы: Светлая, Тихая, Музыкальная, Слободские, Дачные, Железнодорожные. Но шли под пули и взрывы, бросались под танки и в рукопашную…

Командовал орудием, пока не потерял сознание

Всех их роднила общая купель, где прошли детство и юность. Это Пустошь-Бор, с востока окруженный корабельными соснами векового бора, уходящего к Талке. Бор этот – настоящая Мекка местной детворы. Будущие фронтовики бегали сюда гурьбой купаться и рыбачить, собирать ягоды и шишки для самоваров, попутно впитывая сокровенную жизнь русского леса; здесь учились виртуозно подражать птичьим голосам и, конечно, самозабвенно, до обморожений катались на лыжах и санках с "трамплинов" – склонов глубоких оврагов.

Большинство из ребят закончили школу № 37 – ее здание до сих пор остается архитектурной доминантой всего микрорайона. В 1941-м, или чуть позднее, они надели солдатские шинели, многие – добровольно. На фронте стали пехотинцами, артиллеристами, летчиками и танкистами, военными моряками, разведчиками, минерами и фронтовыми шоферами, военврачами.

Особенно стремились они в авиацию. Нам известны десять военных летчиков из Пустошь-Бора, защищавших Родину в Великую Отечественную. Среди них Герой Советского Союза Сергей Люлин (рабочий "Ивтекмаша"), генерал-майор авиации, заслуженный летчик СССР Владимир Шилов …

На фото школьного актива 1940 года из шести юношей трое будущие военлеты: Виктор Сиганов (на фото – справа в среднем ряду), Борис Шевардин (первый в этом же ряду; оба вернулись с войны), Иван Бесхитров. Последний из них бредил небом, занимался в Ивановском аэроклубе.

 Иван Бесхитров (1922­1942) (на фото – третий из юношей в верхнем ряду)

Родился в деревне Старая Слобода Гаврилово-Посадского района. Детство прошло в Пустошь-Боре. Жил на улице Инструментальной (ныне Люлина). Был секретарем школьной комсомольской организации, учился отлично.
Перед самой войной окончил летную школу. Летчик-истребитель. Командир авиазвена 8-й Воздушной армии, старший сержант. Участник Сталинградской битвы.
"30 ноября 1942 года командир звена истребителей сержант Бесхитров не вернулся с боевого задания".

 Валерий Пятунин (1923­1943)(первый в верхнем ряду)

Родился в Иванове, жил на Речной улице. В школе был секретарем комитета комсомола. Выпускник 1941 года.
На фронте старший лейтенант стрелкового полка 13-й Армии. Участник Курской битвы. Погиб 27 августа 1943-­го. Похоронен в братской могиле в селе Гламоздино Курской области.

 Анатолий Золкин (1922 – 1944)(второй в верхнем ряду)

Жил на 2-й Дачной улице. Закончил школу в 1940 году и поступил в энергоинститут. В октябре был призван в армию. После военного училища младший лейтенант Золкин – командир самоходной артиллерийской установки.
В боях с 24 июня 1941-­го. С середины июля 1944 года лейтенант Золкин на 1-м Украинском фронте в составе 22-й самоходной артиллерийской бригады 4-й танковой армии. За отвагу в боях награжден орденом Отечественной войны II степени. Из наградного листа: "Командир орудия товарищ Золкин проявил себя храбрым, смелым, находчивым командиром. 11.8.44г. при контратаке пехоты и танков противника уничтожил бронетранспортер и до 25 солдат и офицеров. Будучи ранен, не покинул поле боя, командовал орудием до тех пор, пока не потерял сознание".
25 сентября около Львова наш земляк был тяжело ранен в голову и 6 октября скончался. Похоронен на Лычаковском кладбище Львова. Его имя занесено в областную "Книгу Памяти".

 Герман Метелицин (1922 – 1948) (последний в верхнем ряду)

Начало войны встретил в Брестской крепости. Попал в плен уже 22 июня. Оказался в концлагере Освенцим. Бежал. Сражался во французском Сопротивлении. Домой вернулся в 1946 году. Жил в Гавриловом-Посаде. Умер очень рано.

На фото в центре среднего ряда – директор школы Владимир Мойкин. Тоже воевал, вернулся с фронта. Внизу в центре – Георгий Куликов, старший пионервожатый школы. Воевал в СМЕРШ (контрразведка). Также вернулся с войны.

Смастерил крылья из простыней

На пересечении двух главных улиц Пустошь-Бора, Большой Железнодорожной и Инструментальной (ныне – Нормандии-Неман и Люлина), есть просторный светлый дворик. Из него на фронт ушли четверо ребят. И никто не вернулся. Среди них уже упоминавшийся летчик-истребитель Иван Бесхитров, а также самый юный Лев Быков, служивший в разведке.

 Лев Быков (1928–1945)

Сероглазый, рыжеволосый. Жил напротив школы. Учился не ахти… Примерным поведением не отличался… Но зато лучше всех во дворе стрелял из самодельного лука. Очень любил песню "Тучи над городом встали". Однажды стащил у матери простыни из комода и смастерил из них крылья. Забрался на самую высокую точку сарая и… полетел!
Покалечился, конечно. Но когда сломанная нога зажила, он снова начал что-то мастерить.
Когда началась война, ему шел четырнадцатый год. Как переживал Лев с друзьями, что не успеет подрасти, чтобы сразиться с фашистами!
С осени 1941-­го начал учиться в фабрично-заводском училище при заводе "Ивтекмаш" на родной Инструментальной улице.
В 15 лет Быков убежал на фронт. В Москве на Ярославском вокзале прибился к воинскому эшелону, шедшему на запад. Соврал, что мать умерла с голода, а отец погиб на фронте. Солдаты взяли его с собой как сына полка.
Позднее служил в разведке на 2-м Белорусском фронте. В боях ранен и контужен. В ноябре 1944-го награжден медалью "За отвагу".
Погиб в Польше 2 января, возвращаясь с боевого задания. Ему не было и 17 лет. Боевые друзья нашли в его смертном медальоне ивановский адрес матери. По нему и было направлено извещение о гибели. До этого Лев не прислал домой ни одного письма, и все усилия матери разыскать его были напрасны. Похоронен в Польше. В областной “Книге Памяти” год его рождения указан ошибочно.

Художник и поэт были фронтовыми шоферами

Разведчиками на фронте были многие из наших ребят, в том числе девушки: Зинаида Вагина (контрразведчица; погибла), Лидия Шелухина (радистка; орден "Красной Звезды", вернулась с войны).

 Пётр Страж (1923–1943)

Родился в Рыбинске Ярославской области. В школе учился отлично. В 1941-м поступил в Ивановский энергоинститут. В 1942-­м подал заявление в военкомат. Был направлен в военное училище.На фронте командир взвода разведки, гвардии лейтенант. Служил в 54-й стрелковой дивизии. 21 августа 1943 года под Донецком во время разведки боем Пётр был смертельно ранен. Похоронен в хуторе Семёновский Донецкой области.

Самые знаменитые из наших фронтовиков в годы войны были военными шоферами. Это выдающийся художник-пейзажист Вячеслав Фёдоров, чье детство и юность прошли на 3-й Слободской улице. В 1942 году награжден медалью "За отвагу"; был тяжело ранен, вернулся домой инвалидом.

А еще поэт, член Союза писателей СССР, автор десяти сборников стихов Игорь Мартьянов, прошедший всю войну.

Пустошь-Бор стал родным для воспитанников Интернационального детского дома (единственного в мире), разместившегося в начале 30-х годов на опушке соснового бора. Это дети китайских, испанских, болгарских и немецких коммунистов, подвергавшихся репрессиям на родине. Они учились в одной школе с ребятами из Пустошь-Бора. Многие из них в 1941-­м добровольно ушли на фронт. Ратная доблесть интердомовцев достойна отдельной публикации.

…Судьбы мальчишек из Пустошь-Бора, как капля воды, отразили историю страны в годину великих испытаний. Они неизбывная боль и наша вечная гордость.

 

Ирина БЫКОВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа