Поддержать ивановские сметану и колбасу

25 февраля 2020 15:48

Много ли на прилавках наших магазинов продуктов местного производства? Несомненно, да. Сегодня в пищевой отрасли в области задействованы более 60 предприятий. Однако о том, что на ивановской земле производят буквально всё – от хлеба до мясных и рыбных деликатесов, – рядовые покупатели просто не знают

 Сами производят – сами продают

Опросив несколько десятков обычных покупателей рядом с продуктовыми магазинами облцентра, корреспонденты "ИГ" пришли к выводу, что ивановцы навскидку могут назвать одного или максимум дву-трех местных производителей. "Из наших ивановских продуктов в "Риате" покупаю молоко и творог, иногда хлеб. Но за остальными товарами хожу в другие магазины: в "Риате" для меня дороговато. Еще нравятся пучежские сыр и масло", – говорит пожилой мужчина, вышедший из гипермаркета.

"Риатовские" продукты в Иванове, наверно, знает каждый. Это предприятие в области – уникальное в своем роде. Сами выращивают, перерабатывают, производят и продают в собственных магазинах, причем самый широкий спектр продуктов – от мяса и овощей до выпечки и тортов. Одним словом – предприятие полного цикла.

Знают эти продукты в основном именно благодаря сети магазинов, которые есть не только в Иванове, но и в некоторых райцентрах. Вот что значит, когда бренд на виду.

Но это вовсе не означает, что товары других наших производителей не пользуются спросом. Ивановские продукты в той или иной степени представлены во всех торговых сетях города – и в федеральных, и в местных. Однако часто люди, покупая сметану или колбасу, не интересуются тем, кто их произвел. Смотрят на упаковку, цену, состав продукта, срок годности.

В одном из магазинов у прилавка с хлебом женщина взяла батон под маркой "Рижский хлеб", который пекут в Родниках.

­ Вкусный?

­ Да, очень, всегда его беру.

­ А где его производят?

­ Не знаю. В Риге, может?

Попасть на прилавки – трудно, удержаться – еще сложнее

Сейчас в регионах – и наша область не исключение – засилье крупных федеральных торговых сетей. На каждом углу стоят "пятерочки", "магниты"... Попасть на прилавки таких магазинов небольшому местному производителю бывает непросто. Нужно не только подтвердить качество товара в соответствии с требованиями торговой сети, но и собрать огромное количество бумаг, разрешений и подтверждений, пройти сложную и долгую процедуру аудита.

Однако проложить путь своему товару к прилавку – лишь половина дела. Важно, чтобы его хорошо покупали. Для этого нужна узнаваемость, работа над брендом, реклама – то есть грамотный маркетинг. Увы, иногда бывает, что по-настоящему качественный продукт теряется среди моря подобных товаров-конкурентов и остается невостребованным.

"Федеральные сети, к сожалению, делают очень большую накрутку на цены местных производителей, иногда она превышает 100 процентов, – рассказывает соучредитель ивановской кондитерской фабрики "Продвагон" Валерий Шепелев. – И получается, из-за высокой цены товар люди не покупают. И тогда производителю отказывают в сотрудничестве".

Показать покупателю, из чего делают масло

Идея объединить ивановских производителей возникла у предпринимателя Дмитрия Усачёва после собственного нелегкого пути. Несколько лет назад он открыл в Колобове Шуйского района производство натуральных ягодных морсов. Начал практически с нуля: купил старое здание, отремонтировал, оснастил оборудованием, запустил цех.

Сегодня предприятие успешно работает. В Колобове делают 12 видов морсов в различных упаковках, которые можно найти во многих ивановских магазинах, ресторанах и кафе. Однако путь к успеху был тернистым.

"Когда ты приходишь на рынок со своим товаром, то сталкиваешься с массой проблем, которые по незнанию отнимают немыслимое количество времени, а оно у начинающего производителя – на вес золота, – говорит председатель областной ассоциации товаропроизводителей Дмитрий Усачёв. – Особенно обидно, когда видишь, что товар очень качественный, но по тем или иным причинам не попадает на полки магазинов, не находит сбыта. Часто так случается только потому, что покупатели не знают о достоинствах этого товара. Им никто не рассказал. Именно поэтому мы и хотим объединить наши продукты под общим брендом "Покупай ивановское".

Главная задача ассоциации – продвижение интересов товаропроизводителей по всем направлениям. Это почти как профсоюз. "Мы готовы помогать нашим участникам во всех вопросах, – говорит зампред ассоциации товаропроизводителей Павел Меркулов. – Это прохождение аудита пищевой безопасности, контроль качества выпускаемой продукции, обмен опытом, что особенно важно для начинающих. Поможем разработать маркетинговую стратегию продвижения товара с использованием новых современных возможностей. Все товары членов ассоциации получат общий бренд "Покупай ивановское", и это будет, прежде всего, гарантией хорошего качества продукта для покупателей".

Иногда на местного производителя указывают специальные ценники.

Чтобы вступить в ассоциацию, товаропроизводитель должен подписать соглашение и с определенной периодичностью вносить членские взносы. Их размер – адекватная сумма, посильная даже небольшим производствам. Производитель должен подтверждать качество своей продукции, пройдя аудит пищевой безопасности.

Также ассоциация намерена заниматься продвижением ивановских товаров в местных СМИ. "Мы хотим, чтобы ивановцы знали: как, в каких условиях, из какого сырья у нас в регионе делают те или иные продукты; чтобы они могли убедиться в их качестве; своими глазами увидели, что, например, масло делают из натурального молока, а морсы – из настоящих ягод", – говорит Павел Меркулов.

Участвовать в ярмарках под единым брендом

"Ивановским товаропроизводителям ассоциация, я считаю, нужна. Это, несомненно, большой шаг вперед в плане продвижения наших продуктов, улучшения их качества, – говорит директор Пучежского сыродельного завода Николай Куликов. – Мы получим возможность под единым брендом участвовать в ярмарках, выставках. Наш завод, например, очень заинтересован в продвижении своей продукции через интернет. И в этом поможет ассоциация – открыть и освоить новые пути продвижения товаров. И, наконец, принадлежность к ассоциации станет тем статусом, с которым будут считаться и торговые сети, и чиновники".

"В таком объединении я вижу немало пользы, и не только для нас, товаропроизводителей. Рост продаж наших собственных товаров – это увеличение доходов местного бюджета. Выше зарплаты, больше рабочих мест, – рассуждает Валерий Шепелев. – Товаропроизводителям ассоциация может оказывать всю необходимую поддержку. Я говорил уже, что федеральные сети завышают цены. Как раз ассоциация может проверять наценки, регулировать этот процесс. Как известно, один в поле не воин. Пойдет кто-то один с жалобой в правительство – его и слушать не станут. А вот когда обратится группа предприятий – тут уже реагировать придется".

 Комментарий. Директор департамента экономического развития и торговли Людмила Бадак: ­ Идею создания ассоциации ивановских производителей качественных товаров поддержал на декабрьской встрече с предпринимателями губернатор Станислав Воскресенский. Очень важно, что инициатива в этом вопросе исходит именно от бизнеса. Это еще раз доказывает, что наши предприниматели готовы конкурировать с крупными производителями и стремятся это делать именно в разрезе высоких стандартов качества. Если слова "ивановское" и "качественное" станут для всех синонимами, от этого выиграют и покупатели, и производители.

 

Оксана ГОРЯЧЕВА

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно