Актерское искусство пригодится и учителю, и адвокату

14 января 2020 16:47

Уже более 20 лет в ивановском Дворце творчества работает детский музыкальный театр "Селена". За эти годы коллектив достиг больших успехов и получил статус образцового. О постижении юными артистами искусства рассказала руководитель театра Валентина Борисова.

Погружение в мир литературы и музыки

­ Валентина Викторовна, как появился ваш коллектив?

­

Создать театр предложила директор Ивановского дворца детского и юношеского творчества – Ольга Владимировна Колчева. И с 1 сентября 1999 года театр открыл свои двери. Я выражаю ей особую благодарность, ведь у нас сложился прекрасный творческий дуэт – Ольга Владимировна во всём нам помогает.

­ Чему учатся воспитанники?

­ Ребята постигают секреты актерского мастерства, сольного пения, сценической речи, учатся танцевать, играть на фортепиано, с неподдельным интересом осваивают музыкальную грамоту. То есть, знакомясь с языком театра, дети погружаются в мир литературы, изобразительного искусства, музыки.

­ Получается, у ребят в среднем четыре занятия в неделю. Не считаете ли вы это для них слишком большой нагрузкой? Ведь много времени и сил у современных детей отнимает учеба.

­ Да, в нашем коллективе приходится часто посещать занятия, но они проводятся в четко установленные временные рамки, чтобы не перегружать ребенка. И всем известно, что лучший отдых – это смена деятельности. В театральном коллективе ребята отдыхают от уроков в школе. Они много двигаются на занятиях по актерскому мастерству, с увлечением поют, танцуют. Такие занятия им в радость.

 Справка. Валентина Борисова родилась в Ярославле. Окончила Ивановское училище культуры по специальности "режиссер самодеятельных театральных коллективов", музыкальное училище по специальности "Актер музыкальной комедии", государственный университет по специальности "Социолог-педагог". Работала в Ивановском музыкальном театре солисткой-вокалисткой. С 1999 года – руководитель образцового детского музыкального театра "Селена" Ивановского дворца творчества.

Что вы считаете первостепенным в работе с детьми?

­ Самое главное – это взаимное доверие! Мы доверяем друг другу, верим, что в нелегком театральном деле у нас всё получится. Всегда говорю детям, что надо уметь слышать друг друга, цепляться "крючочком" за "петельку". Когда мы достигаем этого, то на сценической площадке происходит чудо!

Один из выпускников снимался в "Глухаре"

­ Что, если у ребенка не получается, например, играть на фортепиано, но при этом он красиво читает стихи. Будете ли вы настаивать на музыкальных занятиях или, наоборот, посоветуете не тратить на инструмент свободное время, чтобы ваш воспитанник сконцентрировался на том, что получается лучше?

­ Для артиста музыкального театра занятия музыкой крайне необходимы, и если у кого-то что-то не получается, то мы всё равно вместе, маленькими шажками будем идти к цели. Однажды всё обязательно получится, надо только научиться трудиться и терпеливо идти вперед. Тем более что фортепиано и музыкальную грамоту у нас преподает замечательный педагог, мастер своего дела – Елена Львовна Слезина.

­ Расскажите о ваших самых ярких выпускниках. Стал ли кто-то актером? Могут ли полученные в театре навыки пригодиться воспитанникам, которые выбирают другие профессии?

­ Для нас главное, чтобы наши выпускники стали настоящими людьми, с большой буквы! Даже если ребята не станут профессиональными артистами, они будут хорошо выполнять свою работу. Конечно, мы воспитываем не только актеров, среди наших выпускников много учителей, врачей, юристов… Все эти профессии так или иначе перекликаются с искусством театра. Учитель должен чувствовать своих учеников, понимать их, как артист понимает партнера на сцене. Адвокату нужно быть отличным оратором, чтобы выиграть дело. Для журналиста важно быть общительным, ярким. Где этому научиться? У нас! И так по всем направлениям.

Что же касается тех, кто выбрал театральное будущее, то выделю одного из моих самых первых учеников – Николая Храмова. Он первым из "Селены" стал работать в репертуарном театре. Кроме того, он снимался в сериалах, например в "Глухаре", "Прокурорской проверке".

А сейчас у нас учится юная киноартистка Соня Крылова. она неоднократно снималась в телепрограммах на канале "Карусель", а в конце 2019 года по "России 1" транслировали фильм с ее участием "Кривое зеркало любви".

Сценарии пишутся под возможности артистов

­ Как вы выбираете постановки?

­ Очень просто: я смотрю, сколько у меня учащихся, что они могут сделать, какие у них на данный момент возможности. Исходя из этого и выбираю материал. У нас за 20 лет накопился большой багаж постановок. Например, музыкально-психологическая комедия Дороти Паркер "Телефонный звонок", которую мы показывали на конкурсе в Испании, литературно-музыкальная композиция по моему сценарию "Я буду танцевать", с ней мы выступали на фестивале в Москве, сказка "О мертвой царевне" по произведению Александра Пушкина... Репертуар театра насчитывает более 20 постановок.

­ Расскажите о ваших собственных сценариях. Где вы черпаете вдохновение?

­ Когда театр только начинал свою работу и ребята не могли выполнять сложные вокальные партии, исполнять трудные роли, я сама писала сценарии под каждого юного артиста. Получалось, что герой таким и должен быть. Первая моя пьеса называлась "Сказ про то, как счастье спасали". Музыку и фонограмму для нее написала Валерия Шотовна Сабурова. Она необыкновенный музыкант (работает в Ивановской филармонии). Ей и ее коллеге Сергею Лебедеву низкий поклон и большая благодарность за фонограммы, которые они нам делают.

Следом за этой сказкой были написаны "Страсти по огороду", "У войны не женское лицо" по произведению Светланы Алексиевич, "Я буду танцевать" про великого артиста Махмуда Эсамбаева, "Музы не молчали" про наших ивановских артистов, которые воевали в Великую Отечественную, "Сказ про то, как Кот в Испанию ездил" в стихах и много других учебных композиций, которые и сосчитать сложно…

­ Актер – это профессия, где главное – талант, или этому можно научиться?

­ Мне очень понравился ответ на этот вопрос народного артиста Владимира Фёдоровича Келина, который много лет прослужил в Ивановском музыкальном театре. К сожалению, его уже нет с нами. Он сказал: "Пирожки горячие может продавать каждый, а на сцену выйти смогут единицы". Я с ним полностью согласна.

Петух опоздал на начало спектакля

­ В чем отличие вашей театральной студии от других? 

­ Наверное, нужно спросить зрителей, которые смотрели спектакли "Селены" и наших коллег. Я могу только еще раз заострить внимание на том, что, где бы ни занимались наши дети, все они получают знания, опыт, которые им пригодятся в будущем. Все мои выпускники вырастают хорошими людьми – это самое главное для меня.

­ Расскажите про интересные, забавные случаи из вашей практики.

­ Смешных историй у нас накопилось очень много. К примеру, занимался мальчик, который был очень рассеянным и часто путал время. Мы тогда выступали со спектаклем "Кошкин дом", часто показывая его в школах. В тот день к нам пришли два класса. Этот рассеянный мальчик играл роль Петуха. В назначенное время собрались все зрители, артисты готовились за кулисами. Все, кроме Петуха. Надо начинать показ, а артиста нет. Что делать? И я сама надела костюм Петуха (еле-еле влезла!), натянула шапочку (ее пришлось подрезать), загримировала лицо до неузнаваемости, чтобы было не видно, что играет взрослая женщина. Партнеры по площадке (мои же ученики) старались изо всех сил помогать. Никто из зрителей даже и не понял, что Петуха играет взрослый человек. Я в тот момент очень боялась опростофилиться, забыть текст. Ведь выступать со своими воспитанниками очень непросто. К счастью, спектакль прошел отлично!

После окончания мы разгримировались, переоделись – и тут появляется наш Петух! Оказалось, он перепутал время: думал, что начало спектакля не в 10.00, а в 13.00. Мы до сих пор вспоминаем этот случай и смеемся, хотя тогда нам было совсем не до смеха. С тех пор прошло много лет. Этот мальчик сейчас работает в серьезной организации. По образованию он психолог, отслужил в армии (в десантных войсках).

Мария СЕДОВА

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей