Хранитель памяти

23 июля 2019 12:05

Война - это то, что нельзя забыть. Тем, кто отдал свою жизнь на поле боя за мирное небо над головой, кто работал в тылу, и тем, для кого детство закончилось с приходом Великой Отечественной войны, мы обязаны всем, что имеем сегодня. В этом уверена жительница Пестяков Валентина Кощеева, у которой «ИГ» побывала в гостях.

Видели и парашют, и самолеты со свастикой

«Семья, в которой я выросла, была многодетной: восемь детей. Старше меня был только один из братьев, - вспоминает Валентина Владимировна. - Папа работал счетоводом в колхозе имени Кирова, мама - продавцом. Когда началась война, мне было 9 лет, и я многое помню. Мы с другими ребятишками не понимали, почему плачут наши мамы. А вот когда отцы начали уходить, поняли…»

Отца Вали забрали через год, когда на фронт стали брать тех, кому было за 45 лет. День, когда он с тяжелой душой покидал дом, моя собеседница помнит, словно это было вчера. Все были расстроены, но никто не ревел… Как выяснилось, отца направили охранять химзавод в Дзержинске. Там тоже было опасно (завод регулярно бомбили), но хотя бы не на линию фронта!

Валентина Владимировна вспоминает, что однажды даже ездила с одним из братьев навестить отца - мама отпустила их с землячкой. Как же обрадовался нежданным гостям отец! Он просто не верил своим глазам, ведь детям в сопровождении чужой тети пришлось проделать долгий путь, чтобы увидеться с ним. Ночью была бомбежка, а маленькая Валя ее и не слышала - крепко спала…

Вспоминая военное детство, Валентина Кощеева говорит, что тогда тяжело и голодно было всем. «Нас, ребятишек, в лес тогда никто не гнал, сами бежали, - рассказывает она. - Мы знали, что там наедимся. Наберем грибов, проткнем палочкой, посушим над костром – вот и обед…»

Ребятишки со свойственной возрасту беззаботностью радовались жизни. Им казалось, что война где-то там, далеко. И только спустя годы, уже будучи взрослой женщиной, она стала понимать, что, возможно, смерть ходила с ними рядом. Ребята, например, однажды нашли в лесу неизвестно откуда взявшийся парашют (он мог остаться после немецкого диверсанта), видели, как по направлению к Горькому летят самолеты «с крестами»…

Думала в мед, а пошла в пед

Еще одно яркое воспоминание - школа, которая вскоре стала ей родным домом.

Еще до войны в родной деревне Шатуново Верхнеландеховского района начали строить новую школу-десятилетку. Поставили сруб, а тут - война. Как горько потом было видеть, как новую школу, с которой дети связывали столько надежд, рубили на дрова, которыми топили печь в семилетке. Несмотря на тяжелое время, в школе продолжались занятия. Только вот тетрадей в сегодняшнем понимании у ребят не было - писали на оберточной бумаге, газетах, каких-то бланках. Учебниками пользовались по очереди - одним на пять человек. Электричества не было, учить уроки приходилось при лучинке, которая дает тусклый свет, или при яркой луне…

Школа, которой нет. Деревня Шатуново Верхне-Ландеховский район.

«Знаете, ребятишки старались не пропускать школу. Учителя нам говорили, что это тоже своего рода победа в войне, - улыбается наша землячка. - А еще в школе иногда варили похлебку. Это была простая вода с картошкой, но у некоторых дома и такой еды не было…»

Валентина всегда была активисткой, учиться ей нравилось. Окончив школу с похвальной грамотой, которую и сегодня бережно хранят в семье, она решила стать учителем. «Мы с подружкой думали - в мед или в пед, но я крови очень боялась, вот и выбрала педагогическое училище», - говорит Валентина Владимировна. Тут она немножко лукавит: «пед» выбран не только поэтому. Из дальнейшего разговора, стало ясно, что ей повезло с педагогами. Три «Семёновны», три учительницы с одинаковым отчеством, в разное время встретились ей на пути…

Штрих. Ученики Валентины Кощеевой и сегодня не забывают своего любимого педагога - именно они рассказали «ИГ» об этом необычном человеке. Но, наверное, было бы и странно, если бы ребята забыли учительницу, которая и после уроков привечала их у себя дома, кормила, занималась с ними в личное время бесплатно, давала читать книги из домашней библиотеки и разрешала смотреть телевизор, который в то время был диковинкой.

 

И вот спустя несколько лет юная учительница математики, ей было 19 лет, вернулась в свою школу - уже работать. Начинать было непросто: среди учеников были и ровесники, те, кому пришлось оставить школу в войну по разным причинам, были даже и те, кто старше. «Меня не воспринимали как педагога, не хотели называть Валентиной Владимировной, - рассказывает Валентина Кощеева. - Называли просто Валей. Я не обижалась».

Начинающая учительница старалась заинтересовать учеников, найти подход к каждому. И у нее получалось. Из троечников выходили потом отличники. Некоторые пошли по ее стопам и стали учителями математики.

Валентина Владимировна никогда не жалела о сделанном выборе. Кстати, и сегодня (а недавно ей исполнилось 87) она хорошо помнит все теоремы, формулы и правила решения задач.

Фронтовые треугольники остались для потомков

Но вместе с желанием учить детей к Валентине Владимировне пришел и интерес к краеведению – скорее всего, благодаря преподавателю истории в педучилище, который очень любил свой предмет.

В свободное от работы время она отправлялась по близлежащим и дальним деревням - встречалась с местными жителями, искала старинные вещи. Или ехала в архивы, где находила новые сведения о пропавших без вести земляках и открывала новые имена. Она помогала получить заслуженные награды героям, отстаивала права вдов ветеранов войны. Вела большую патриотическую работу, в которую вовлекала сначала своих учеников, потом и всех желающих. А желающих было много - и участвовать в мероприятиях, и участвовать в экспедиции, и помочь ветеранам.

Валентина Владимировна стала своеобразным хранителем памяти на своей малой родине. В ее доме хранится много ценных, поистине исторических вещей. Например, солдатские письма. Сколько их, она уже и не помнит, но каждое – живое свидетельство о тех страшных годах. Письма, в которых солдаты прощались со своими близкими, уже не надеясь встретиться вновь, в которых прощались и просили прощения… В этих фронтовых треугольниках много раз можно увидеть слова: «Если бы не было войны!»

Десятки этих бесценных свидетельств прошлого хранятся в папке у Валентины Владимировны. Она считала и считает своим долгом донести эту память до как можно большего круга людей, напомнить о том, какое тяжелое это было время.

Письма с фронта от земляков.

Ее материалы регулярно печатала местная районная газета «Сельские зори», и от читателей приходили благодарные отклики.  Много из найденных ею экспонатов передано Мытскому краеведческому и Пестяковскому музеям. Некоторые из них представляют большую ценность. Например, Ивановскому краеведческому музею Валентина Кощеева подарила альбом «Военно-воздушных сил рабоче-крестьянской Красной Армии», выпущенный в 1936 году ограниченным тиражом. Каким образом удалось бывшему хозяину альбома его сохранить - остается загадкой, но уникальность его в том, что тираж было приказано уничтожить, и не исключено, что этот экземпляр - единственный.

На многочисленных мероприятиях к годовщинам Победы и патриотических праздниках немало было пролито слез и пережито счастливых моментов, когда встречались фронтовые друзья, которые ничего не знали друг о друге, или дети войны узнавали новости о своем, много лет назад геройски погибшем отце. Всё это - благодаря ей, Валентине Владимировне.

Сегодня она сетует на возраст, и на то, что уже не может так активно заниматься тем, к чему прикипела всем сердцем. «Очень жаль, что некоторые дела я не успею завершить, жаль, что сейчас у меня нет единомышленника, который бы продолжил начатое мною дело, - вздыхает Валентина Кощеева. - Я очень рада, когда ко мне приезжают люди, которые ищут какие-то сведения о земляках или интересные факты, связанные с историей малой родины. Я буду рада всем помочь…»

Ложка дегтя. Немалая часть работы Валентины Кощеевой была посвящена детям войны. Будучи сама ребенком войны, она, как никто, понимает, какие лишения им пришлось перенести. «Нас осталось совсем немного, прошу включить всех оставшихся в живых в списки и отдать им свой человеческий долг. Ведь не зря говорят, что те, кто были в тылу, тоже ковали Победу», - с такой просьбой обращается она через «ИГ», имея в виду дающий право на льготы официальный статус. В нашем регионе его, к сожалению, нет.

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024