Можно ли за гаджетом спрятать учителя?

9 июля 2019 15:05

Урок по «Скайпу», домашнее задание по «Вайберу», в карантин – вебинары, лишь бы не отстать от программы... В школьную жизнь современных детей цифровизация врывается ураганом. Педагогам приходится не только подстраиваться под это веяние времени, но и возглавлять его, чтобы оставаться для детей настоящими лидерами. Так ли это просто?

Олимпиада по русскому - прямо в смартфоне

Несмотря на все плюсы, которые дают новые технологии, по своей воле (а не в рамках навязанной учебной программы по использованию ИКТ) в Иванове и области ими пользуются далеко не все педагоги. Кто-то не понимает возможностей, которые открывает «цифра», кто-то не хочет разбираться во всех «премудростях» мессенджеров и соцсетей, считая их ненужными и сложными, а возможно, и опасными. Особенно настороженно относятся к ним учителя старой закалки. Они не устают твердить о том, что технологии, мол, вытесняют из учебного процесса главного ее лидера – учителя…

«Личность педагога всегда самое важное из того, что есть на уроке, - не соглашается учитель русского языка и литературы ивановской школы № 50 Анастасия Зенкова. – Технологии – это лишь инструмент, который использует педагог. Никто же не переживает, что за хорошим учебником пропадет личность учителя. Если педагог – яркая личность, настоящий лидер, никакой гаджет его не затмит. Если нет – во главу угла становятся технологии. Например, знаю, что некоторые учителя включают видеолекцию на уроке, и дети сидят и слушают. Это неправильно».   

Сама Анастасия Викторовна старается не отставать от цифровых технологий: беседы в «Вайбере» для родителей учеников, в соцсети «ВКонтакте» - для самих школьников, а еще множество учебных платформ, онлайн-олимпиады, домашние задания по Интернету и прямо в смартфоне… В присной памяти карантин чтобы не отстать от программы, Анастасия Викторовна проводила вебинары по русскому и литературе, за которые выставляла оценки.

Надо ли говорить, что школьники просто боготворят такого современного учителя, разговаривающего с ними на одном языке?

Письмо из Букингемского дворца

А порой новейшие технологии не только делают обучение легче, но и расширяют кругозор и эрудицию.

«Певротолчком стало то, что я хотела найти способы снять языковой барьер для своих учеников, – рассказывает учитель английского языка ивановского лицея № 33 Алёна Маскаева. – Несмотря на то, что мы - лицей, уроков иностранного языка у нас всего три в неделю и, сами понимаете, «заговорить» детям достаточно трудно. Да и не с кем было». На помощь Алёне Алексеевне пришел проект компании «Майкрософт»: мировой IT-гигант создал сообщество учителей из разных стран мира, которые могут общаться по «Скайпу» друг с другом и даже «приглашать» на свои уроки учителей и детей из-за рубежа.

За несколько лет общения лицеисты поучаствовали в 394 скайп-сессиях, познакомились с жителями 27 стран шести материков. Со многими школьниками русские дети подружились настолько, что часто общаются и вне уроков, поздравляют с праздниками. В разные страны из 33-го лицея отсылаются посылки, собранные детьми. В каждую из них школьники кладут сувениры, флаг России и папки с информацией о своем лицее, об Иванове, о России. Сверстники в ответ присылают свои сувениры. А однажды в лицей пришло письмо из Букингемского дворца! Это была благодарность на официальном бланке в ответ на соболезнования, которые ивановские школьники направили по поводу теракта в Великобритании.

«Детям так нравятся «Скайп-уроки», что они готовы посвятить им все часы английского языка, - рассказывает Алёна Алексеевна. – Но школьную программу никто не отменял. Общаемся иногда и после уроков. Особенно сложно «сконнектиться» с Америкой из-за разницы часовых поясов. Детям приходится или приходить до восьми утра, или задерживаться до трех часов дня. Но никто не против! Результаты не заставляют долго ждать: дети говорят на английском и по результатам экзаменов впереди многих в лицее».

Урок по «Скайпу» - в сарае, сидя на лавках

Алёна Маскаева, являясь «Майкрософт»-экспертом, активно продвигает сообщество и среди российских учителей, и среди заграничных коллег. Но в России пользу подобного общения признают далеко не все. Для сравнения: в Индии в прошлом году было 700 экспертов, в России – всего 50. Причем, по словам Алёны Алексеевны, школы, в которых работают индийские эксперты, не сравнить с нашими: часто уроки там проводят в сараях, дети сидят на деревянных лавках. И при этом все с гаджетами и занимаются по «Скайпу»!

Что мешает массово осваивать технологии нашим учителям – загадка. Может, дело в жесткой школьной программе, не допускающей отклонений даже в «полезных» целях.

«Честно сказать, когда я прошла обучение (к слову, в моей группе было 60 человек, а сейчас активно пользуются этими технологиями человека четыре), я тоже не до конца понимала, как применять полученные знания, как вписать их в программу обучения, - рассуждает педагог. – Всё пришло с опытом. Поэтому я всегда готова помочь новичкам, научить, как с помощью «цифры» развивать себя и своих учеников. Я абсолютно согласна с мнением, что ребенка с клиповым мышлением нужно обучать не так, как учились его родители. Например, я часто прошу записать свой ответ по английскому языку на видео, а потом сбросить мне в мессенджере. Это экономит время, и детям так работать интереснее. Возможности, которые дают технологии, – безграничны, нужно лишь уметь их использовать».

По словам педагога, когда дети чувствуют, что учитель на одной волне с ними, они относятся к нему с еще большим уважением, большей любовью. Скрыться за технологиями, потеряться в них настоящий лидер не может. И дело здесь в позиции педагога, в его характере, а не в том, что он должен знать о цифровых технологиях больше, чем ученики. Опыт показывает: в том, что касается гаджетов, учителям обогнать школьников всё равно не под силу. Алёна Маскаева признается, что сама часто обращается за помощью к подросткам, если не может разобраться в чём-то новом. Это создает еще более доверительные отношения.

ИЗО изучают по роликам в Интернете

Многое из того, о чем говорилось выше, касается более взрослых ребят. А малышей из начальной школы продвинутый учитель может по-настоящему увлечь, доказав, что на телефоне и планшете можно не только играть. Так, 10-летний ученик Южской школы № 3 Максим Зайцев в этом году прошел в финал Всероссийского конкурса «Моя семейная реликвия» с видеороликом, который снял, смонтировал и озвучил самостоятельно. «Всё началось с того, что он заинтересовался программой, в которой я снимала детские спектакли, - рассказала учитель начальных классов этой школы Людмила Мусатова. – Максим долго выспрашивал, что к чему, я показала, как всё работает, и он так увлекся, что занимался съемкой всё свободное время и снятый ролик отправил на конкурс».

Людмила Мусатова, несмотря на то, что преподает в глубинке, технологиями пользуется очень активно. Правда, приучать малышей к гаджетам раньше времени считает неправильным, поэтому не использует рассылки заданий в мессенджерах и не просит зарегистрироваться в соцсети «ВКонтакте», но дает доступ к обучающим материалам на различных платформах. Несколько лет назад родители учеников попросили ее создать беседу в «Вайбере», и она поняла, что это отличный способ быстро решать проблемы класса. С тех пор гаджеты – ее постоянные спутники.

«Бывает, я даже использую обучающие видеоролики прямо на уроках, - говорит педагог. – Например, я не очень хорошо рисую, и показать детям, как нужно делать это красиво, у меня не всегда получается. Я включаю ролик и малыши повторяют движения за профессиональным художником. И я не считаю, что технологии при этом заменяют меня как учителя: наоборот, я служу проводником в цифровом мире для своих учеников»

А бывает, что цифровые компетенции учителя помогают отслеживать случаи возможных правонарушений среди учеников. Директор Кохомской коррекционной школы Людмила Тарасова рассказывает, что ее педагоги часто мониторят соцсети своих учеников и порой находят там нелицеприятный контент. «Ребенку кажется, что выложить фото в соцсети «ВКонтакте» с игрушечным пистолетом, похожим на настоящий, или с банкой пива в руке – прикольно и круто, и нам приходится объяснять, что полицией это может быть расценено как возможное правонарушение и тогда проблем не оберешься», - говорит Людмила Михайловна.

Можно долго спорить о том, приносят ли пользу цифровые технологии, полезны ли они для ребенка и что дают педагогу. Но на сегодняшний день «цифра» так прочно вошла в нашу жизнь, что отказ от нее в школах выглядит по меньшей мере странно. И пока одни спорят и с недоверием относятся ко всему новому, другие вовсю постигают неизведанное, открывая и используя новые возможности.

 

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024