Татальная бисграматнасть

22 мая 2019 11:37

Орфографические ошибки, лишние запятые, неправильное употребление слов – все эти случаи надругательства над русским языком, к сожалению, стали для многих привычными. Одни считают, что великий и могучий настолько сложен, что не стоит и разбираться в безударных гласных, другие ленятся проверить написание слова («вы же и так меня поняли»). О чем говорит тотальная безграмотность и как ее «лечить», мы решили выяснить накануне Дня славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая.

«Мы здесь не на уроке русского языка!»

Не будем ханжами: ошибки совершают, наверное, все. К сожалению, иногда они проскакивают и на страницах «ИГ», несмотря на тщательную проверку каждой статьи. Но ошибки ошибкам рознь. Одно дело, когда буква пропущена по невнимательности, совсем другое - если человек пишет так, как слышит, демонстрируя полную безграмотность и незнание элементарных правил русского (родного, между прочим!) языка.

Особенно много ошибок допускают в Интернете: на форумах и в соцсетях пользователи сами себе редакторы. Существуют даже сообщества, которые собирают самые глупые и смешные ошибки, допущенные в переписке. Например, на форуме для будущих матерей одна девушка посоветовала подруге: «рожай сома» (надо - «рожай сама»), а другой пользователь назвал атлета «отлетом». Проблема настолько массовая, что сейчас встретить грамотно написанный пост стало большой редкостью. Конечно, многим авторам указывают на ошибки, но чаще всего они отмахиваются: «Мы здесь не на уроке русского языка!»

Хватает безграмотности и в «офлайне». «Мы часто набираем сотрудников на временную работу по объявлениям, - рассказывает директор одной из ивановских фирм Анатолий Горшков. – Их задача – опрашивать людей и заносить данные в анкету. Как правило, на такую подработку приходят студенты и пенсионеры. Одна девушка в графе о будущей профессии при устройстве на временную работу написала: «педагок-псехолог». И это не шутка! Подобных ошибок – море. Особенно у студентов. Люди старшего возраста, по моим наблюдениям, гораздо грамотнее».

Незнание правил на продажи не влияет...

К сожалению, вопиющие ошибки встречаются в письменной и устной речи не только, как говорится, «людей с улицы», но и чиновников. «Однажды я по работе звонил в управление образования одной из областей, - продолжает Анатолий. – Попросил к телефону чиновницу и случайно услышал, как ее приглашают: «Марья Ивановна, вам тут из Иванова звОнят насчет дОговора!»  И это – в управлении образования! А недавно был случай, когда чиновники упрекнули нашу фирму в том, что в отчете, по их мнению, очень много «орфаграфических ошибок»…

Особенно бросаются в глаза ошибки, сделанные в названиях магазинов или других коммерческих организаций. Как правило, они размещаются на вывесках крупными буквами и потому особенно возмущают поборников правильного письма. Так, пару лет назад в Шереметевском проспекте в Иванове открылось «Агенство недвижемости» (вместо «Агентство недвижимости»). Вывеска провисела совсем недолго: ее фото сразу же выложили в Интернет и обсмеяли, после чего владельцы исправили ошибки. А вот название ларьков «Мороженное» (вместо «Мороженое») не так бросается в глаза и встречается буквально через раз…

«Наша компания часто делает закупки в небольшом магазинчике хозтоваров в центре Иванова, - рассказывает завхоз одной из крупных фирм Алексей Самойлов. – При покупке нам всегда выписывают товарный чек и каждый раз – с грубыми ошибками, даже смешно бывает. Я как-то разговорился с владельцем магазинчика и невзначай упомянул об этом. А он мне ответил, что в школе имел по русскому языку чуть ли не двойку, бизнес открыл очень рано, образование толком получить не успел, но это ему и не мешает: зачем учиться, если и так всё хорошо? Безграмотность, дескать, на продажи не влияет…»

«Ошибки – это неуважение, - считает кандидат филологических наук Елена Белова. – Если на ценниках в магазине встречаются ошибки, я не буду там ничего покупать, какими бы низкими ценами он ни заманивал. Меня здесь не уважают, если позволяют себе так писать, но хотят, чтобы я принесла им прибыль. Я просто развернусь и уйду».

На культуру покушается вирус

Проблема безграмотности, по словам Елены Юрьевны, касается общей культуры и выделить ее причины по пунктам сложно. Одной из них является пренебрежение говорящего к своей речи. «Бывает, что человек старается быть комильфо, дорого и хорошо одевается, а за речью не следит – и всё, впечатление о нем испорчено. Нельзя быть комильфо только внешне – это нелепо».  

Свою отрицательную роль играют и школьные тесты, которые не могут развить речь ребенка. «Школьная программа в основном ориентирована на решение этих тестов, а не на то, чтобы человек учился выстраивать свою речь, работать со словарями, - считает Елена Юрьевна. – А ведь грамотность – как физкультура: если ею не заниматься, навыки быстро теряются. Более того: «вирус» неграмотной речи способен «заразить» окружающих».        

С Еленой Беловой согласна и ивановский психолог Светлана Боровкова. По ее мнению, копирование неправильной речи и письма вполне объяснимо: люди вольно или невольно «подстраиваются» под окружающих, чтобы не выделяться. И с этой точки зрения чтение постов с ошибками в Интернете и общение с неграмотными людьми может быть опасным.

«Парадоксально, но сейчас в большой чести высшее образование – его имеют почти все, - продолжает Светлана Валерьевна. – Но совсем «немодно» обращать внимание на свою речь, то есть показывать на деле свою образованность. Язык, которым некогда мы гордились как великим и могучим, стал для нас второстепенным и неважным. Мы перестали следить за своей речью, а ведь это показатель нашей культуры и интеллекта. Я, например, никогда не возьму на работу человека, который пишет с ошибками. Для меня это маркер, что он недобросовестный, глупый, и к своим обязанностям будет относиться так же пренебрежительно, как к речи».     

Дети не умеют рисовать и прыгать

Между тем нелепые и смешные ошибки как взрослых, так и детей могут быть симптомами серьезных нарушений мозга, считает логопед высшей категории ивановской городской больницы №3 Лариса Лаврентьева. И тут уже не до смеха. «У многих современных детей речевое развитие запаздывает, - рассказывает Лариса Витальевна. – Если раньше считалось, что ребенок должен говорить развернутыми фразами в три года, то теперь этот порог отодвинут до пяти лет. А формирование мозга и развитие речи – взаимосвязанные процессы. То есть чем дольше ребенок не говорит, тем хуже развивается его мозг».

В запаздывании речи чаще всего виноваты сами родители, которые мало общаются с ребенком, не читают с ним книг, не обсуждают события дня (прогулку по парку, к примеру), не учат выстраивать речь. Более того: к Ларисе Витальевне порой приводят детей, у которых не развита ни мелкая, ни крупная моторика: они не умеют не только рисовать, но и, например, прыгать и бегать… Зато прекрасно разбираются в гаджетах.

Когда же у ребенка начинаются проблемы с речью и логопед советует обратиться к неврологу, родители зачастую не слушают его: дескать, ничего страшного – сам говорить научится к школе. «А в школе такие дети начинают не успевать за программой: пока они с трудом дочитывают задание до конца, класс его уже решит. Ребенок получает плохие отметки, что сказывается на его дальнейшей мотивации, - рассуждает логопед. – К сожалению, зачастую проблема никуда не исчезает, даже когда ребенок становится взрослым: дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения) остаются с ним на всю жизнь».

Понять, что стало причиной какой-то конкретной ошибки – банальное бескультурье или дисграфия, чаще всего, невозможно, не зная ее автора. Но в силах каждого из нас – чуть ответственнее относиться к своей речи - и устной, и письменной. Тогда не придется краснеть за вывески на магазинах и посты в соцсетях.

 В тему. «Отличников» «Тотального диктанта» становится всё больше. Решить (хотя бы отчасти) проблему грамотности призвана акция «Тотальный диктант», которая проходит в городах России и за рубежом вот уже несколько лет. Все желающие собираются на специальных площадках и пишут под диктовку неизвестный им текст. В этом году акция состоялась 13 апреля. По всему миру диктант написали более 230 тысяч человек. Когда акция только набирала обороты, пятерок почти не было, а основная масса участников получала тройки и двойки. Но с каждым годом число «отличников» растет, что говорит о возрастающем интересе к родному языку. 

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей