Школьный психолог – сотрудник факультативный

9 апреля 2019 16:37

В советской системе образования не было ни психологов, ни социальных педагогов. Школьные коллективы регулировали себя сами с помощью тщательно выстроенной воспитательной системы при участии общественных организаций. Но современную школу уже трудно представить без профессионального «решателя конфликтов». Почему же так произошло?

 Вникать в жизнь детей родителям некогда

Яркий, почти махровый индивидуализм давно стал приметой времени, одной из основополагающих характеристик современного ребенка. «Если посмотреть на любой школьный коллектив, то мы не увидим единства, каждый ребенок существует сам по себе, любой ученик – яркая индивидуальность, – говорит региональный уполномоченный по правам человека Татьяна Океанская. – Раньше существовали четкие механизмы саморегулирования в детских коллективах: пионерские, комсомольские организации с выстроенной системой внутреннего взаимодействия. Эти времена ушли. Сегодня культивируется иной подход: на каждого ученика составляется портфолио с учетом индивидуальных достижений, акцентируются успехи в спорте, творчестве».

Детский омбудсмен подчеркивает, что сложившуюся ситуацию нельзя оценивать ни положительно, ни отрицательно: это свершившийся факт, с которым каждый из нас вынужден считаться. Но если взрослые оценивают ситуацию с высоты своего опыта, то для детей понятия «коллектив» и «личность» – пустой звук. Они, по сути, бродя во мраке, пытаются найти свое место в жизни. И справиться самостоятельно зачастую не получается. Тут требуется вдумчивая и кропотливая работа родителей и педагогов.

Однако родители в современной парадигме отношений «школа – ученик – семья» далеко не всегда занимают главное место. При этом в 95% случаев мы говорим о благополучных семьях, в которых ребенок накормлен, одет и обут. Но мамам и папам катастрофически не хватает времени. Они зачастую могут уделить ребенку время только поздно вечером и в основном на уровне вопросов «какие оценки» и «что нового в школе». Вникать в их жизнь по-настоящему не хватает ни времени, ни сил…

Подростковая травля – отдельный пункт

Психолог ивановской гимназии № 36 Светлана Чеканова вспоминает, что в профессию ее привела как раз сосредоточенность на людях, желание помочь ближнему. «Еще в детстве мне приходилось решать какие-то конфликты между одноклассниками, вникать в их проблемы. После этого я твердо решила, что хочу быть психологом». На сегодняшний день Светлана Вячеславовна работает в школе уже 13 лет.

Поначалу приходилось непросто: обращений было много, опыта мало, к тому же далеко не все родители стремились к сотрудничеству. Сегодня ситуация во многом наладилась. Родители лучше идут на контакт, но количество детей, нуждающихся в помощи, только растет. По словам Светланы Чекановой, до 60% современных школьников демонстрируют признаки неблагополучия в том или ином аспекте. «В начальной школе у детей выявляется гиперактивность, сниженная мотивация к обучению, а также повышенные уровни агрессивности и тревожности. В средней школе на первый план выходит взаимодействие со сверстниками, конфликты в семье и (вы не поверите!) несчастная любовь. Но уже к старшей школе современный ребенок заявляет о необходимости профессионального самоопределения, говорит о страхах перед сдачей итоговой аттестации», – отмечает специалист.

Отдельным пунктом Светлана Вячеславовна выделяет травлю в школьных коллективах. Ведь, по словам специалиста, понять, что именно происходит внутри каждого отдельно взятого класса, не так-то просто – особенно если речь идет об огромных учреждениях вроде гимназии № 36 (на данный момент здесь обучается 1200 человек). Работа школьного психолога состоит в том, чтобы изучить микроклимат в каждом классе, в каждой параллели. И это еще не всё, говорит Светлана Чеканова: «Мы озвучиваем результаты анкетирования на родительских собраниях. Парадокс заключается в том, что родители, даже зная результаты психологических тестов, не хотят сотрудничать. Работать с психологом стремятся единицы. А мы, между тем, ничего не можем сделать без согласия родителей».

Нагрузка превышается в два раза

Есть еще один аспект: один человек просто физически не может вникнуть в весь комплекс проблем. Но в современной школе психологов катастрофически не хватает. По словам директора гимназии № 36 Натальи Шимаревой, на одного школьного психолога по нормативам должно приходиться не более 600 человек. В ее учреждении нагрузка превышена в два раза.

Найти грамотного специалиста очень сложно. К тому же ставку психолога директора оплачивают с помощью внутренних резервов, внебюджетных средств: в 2008 году их повсеместно вывели из штатных расписаний, сочтя нецелесообразными. Сегодня Министерство просвещения свою позицию пересмотрело, но пока никаких изменений не произошло…

А ведь проблемных детей, по словам Натальи Шимаревой, меньше не становится. «Во многом это связано с развитием информационных технологий: дети зациклены на гаджетах, мало общаются. Психологи способны помочь таким детям». Правда, не всегда, потому что и сами психологи не должны становиться роботами, не должны трудиться на износ. Но есть ли у них альтернатива?

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей