«Одноразовые» автобусы приравняли к рейсовым

20 марта 2019 11:15

С 1 марта вступил в силу новый закон об обязательном лицензировании всех пассажирских перевозок, который направлен на повышение безопасности дорожного движения и качества обслуживания. Лицензии теперь придется получать, в том числе и на школьные автобусы

Пассажиры сверх нормы

Эту поездку на микроавтобусе до Костромы я не забуду никогда. Дело было летом, когда мы с супругой отправлялись в отпуск на малую родину. Настроение было замечательное. Билет на дневной рейс купили заранее – и правильно сделали: все места в салоне были заняты. Кресла стояли очень близко друг к другу.

Когда «форд» выехал за пределы ивановского автовокзала, на улице Станкостроителей по просьбе одного из пассажиров подсадили женщину с ребенком. «Моей жене не досталось билетов, выручайте, мы с бабушкой потеснимся», – быстро уговорил водителя папаша. Капризный мальчик (семья сидела напротив нас) всю дорогу кричал, пинал нас ботиночками, а его безбилетная мама делала вид, что так и должно быть.

Кроме того, в салоне было жарко, душно. По моим меркам, здесь было нарушено всё, что можно. Кстати, перевозчик зарегистрирован в другой области…

Автобусами я пользуюсь часто, в том числе в журналистских поездках по области. Качество обслуживания пассажиров у нас заметно улучшилось. Помимо реконструированного автовокзала, можно отметить, что новых автобусов стало больше, водители чаще выдают билеты (пассажирам, которых подбирают по пути). 

Недавно довелось писать о поездке в Васильевское Шуйского района и упоминать водителя ПАЗа Валентина Костылева, уже 12 лет работающего у индивидуального предпринимателя Киселёва. Я едва успевал на утренний рейс в Васильевское с автобуса Иваново – Шуя. Валентин Александрович, увидев мою спешку, успокоил: «Вы еще успеете взять в кассе билет». В уютном теплом салоне пассажиров было немного. Но почти всех  водитель знал. Кто-то в очередной раз ехал на дачу, кто-то – к родственникам.

Водитель Валентин Костылев, обслуживающий рейс Шуя – Васильевское, уважительно относится к пассажирам.

«Бизнес у нас нелегкий. Сейчас вот солярка подорожала, – посетовал корреспонденту «ИГ» работодатель Костылева Алексей Киселёв. – Я занимаюсь пассажирскими перевозками с 2012 года. Проблем много, но мы стараемся, поэтому особых замечаний к нам нет. Лицензия у нас была бессрочная. С 1 марта будем оформлять другую, по новому закону».

Для экскурсий тоже нужна лицензия

В прошлом июне за сутки в разных российских регионах произошли три дорожные аварии, жертвами которых стали более 14 человек. В связи с этим Минтранс и предложил ввести обязательное лицензирование всех автобусных перевозок. Не только рейсовых. «Так называемые одноразовые перевозчики нерегулярно проводят технические осмотры транспортных средств и подвергают пассажиров опасности», – отметила глава комиссии Общественной палаты России Елена Сутормина. Кроме того, такие частники ведут серую деятельность и избегают уплаты налогов.

Новый лицензионный закон вступил в действие с 1 марта, установив для всех пассажирских перевозчиков равные обязанности. Как рассказали в ивановском отделе Ространснадзора, лицензированию теперь подлежат не только автобусы, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, но и те, которые выполняют разовые рейсы (к ним относят и самые распространенные в этой категории школьные автобусы, а также те, что подвозят рабочих). Исключение составляют машины с сидячими местами пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, скорой помощи, полиции, военной инспекции, других силовых структур, «а также перевозки, выполняемые без использования дорог общего пользования».

В частности, лицензирование не требуется для перевозок по территориям предприятий (например, по большим заводам или карьерам). Но если служебный автобус собирает работников по городу и привозит их на место работы, то теперь ему тоже нужно получить такой документ. Это же относится и к экскурсионным автобусам. «Получать лицензию следует и на микроавтобусы (где больше восьми пассажирских мест)», – уточняет госинспектор ивановского отдела Ространснадзора Роман Начинкин.

Но если автобус не используется для перевозки людей, то есть водитель ездит в нем в одиночку, то лицензия не требуется.

В соответствии с новым законом на оформление документа отводится 120 дней. То есть лицензия должна быть получена до 29 июня.

Кроме оформления разрешительного документа, нужно внести сведения о каждом автобусе в специальный реестр. Для этого, поясняют в Ространснадзоре, следует подать отдельное заявление.

Предусмотрены серьезные штрафы за отсутствие лицензии. Для граждан и должностных лиц – 50 тысяч, для индивидуальных предпринимателей – 100 тысяч, для юрлиц – 400 тысяч рублей. Повторное отсутствие лицензии грозит уже конфискацией транспортного средства либо приостановлением деятельности до 90 суток.

 Комментарий. Алексей Тихонов, начальник отдела пропаганды областного УГИБДД: ­ По итогам 2018 года в регионе зарегистрировано 203 ДТП с участием автобусов, 5 человек погибли и 332 получили травмы различной степени тяжести. Из числа травмированных 115 пассажиров выпали из дверей пассажирского транспортного средства, остальные получили травмы из-за столкновения машин и наездов на пешеходов. Наибольшее количество аварий с участием пассажирского транспорта  зарегистрировано в Иванове, Шуйском и Ивановском районах. Часть ДТП произошла и с микроавтобусами, осуществляющими заказные перевозки. Я считаю, что принятие закона о лицензировании всех пассажирских транспортных средств, имеющих восемь и более мест, повысит безопасность на дорогах  области.

 Школы и так под контролем у ГИБДД

До принятия закона у нас в области было около 160 транспортных лицензиатов этого профиля. Сегодня их ожидается более 700.

В ивановском отделе Ространснадзора посетители уже обращаются за консультацией. «У нашей организации есть автобус, – говорит водитель Шуйского детского дома-интерната Вениамин Кочетков. – Техосмотр, медосмотр мы проходили регулярно. Теперь нужна лицензия. Мы с механиком Олегом Граблевым собираем документы. Дело это затратное. Непонятно, почему госучреждения не внесены законом в список исключений?»

«У нашей школы два автобуса для перевозки детей, – рассказала по телефону директор Новоталицкой школы Ивановского района Ирина Варламова. – Приказом давно закреплен ответственный за них. Нас жестко контролирует ГИБДД. Замечаний нет. Но закон есть закон, и мы тоже начали процесс оформления документов».

«Пассажирскими перевозками наша группа компаний Александра Котова занимается много лет, – говорит начальник отдела эксплуатации «Люкс-Авто» Людмила Куконкова. – У нас 62 автобуса, обслуживаем межмуниципальные маршруты из Иванова на Савино, Пучеж, Приволжск, Плёс, пригородные № 104 и 105, городской № 150 (четыре рейса). Лицензия у нас была. За четыре месяца оформим новую. Пусть волнуются заказные и разовые перевозчики. Правильно, что требования к ним будут такими же жесткими».

У регулярных перевозчиков тоже есть проблемы. К примеру, онлайн-кассы, которые требует установить закон, при низкой температуре ломаются. Тахографы стоят дорого. 

…Добросовестные водители автобусов всегда найдут общий язык с пассажирами, их безопасность и благополучие для них и их работодателей на первом месте. Даже в независимости от принимаемых законов и правил.

Читайте также
В Иванове закончился отопительный сезон
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет