Приволжский остров сокровищ

13 марта 2019 13:04

С детства мечтал своими глазами увидеть, как мастера создают ювелирные украшения. Благо в Ивановской области есть такое специализированное предприятие.

  Сережку начинают делать на 3D-­принтере

Экскурсию для нас устроил главный технолог приволжского завода «Красная Пресня» Сергей Навозов. По его словам, создание любого ювелирного украшения начинается с эскиза. Дизайнеры и художники создают детальные чертежи будущих изделий. По ним изготавливают прототипы, или мастер-модели. Это делается и вручную, но теперь часто применяется 3D-­принтер, что экономит время и силы. Только вместо специальной пластмассы прототип создается из воска, а потом на его основе из металла в единственном экземпляре отливается мастер-модель. Она служит для создания резиновых форм.

Но залить в резину расплавленную латунь, серебро или золото не получится, поэтому мастера переходят к следующему этапу – созданию гипсовых форм. Для этого в резиновую форму под давлением впрыскивается расплавленный воск. Внутри специального оборудования, где проходит этот процесс – инжекторов, – сохраняется температура 75 градусов, необходимая для поддержания воска в расплавленном виде.

Горячий воск принимает форму вырезанной модели – восковка готова. Теперь будущие украшения приобретают уже вполне реальную, хоть и восковую форму, которая потом становится своеобразным трафаретом для литья из металла.

 Справка. Ювелирное дело в селе Большое Яковлевское (в 1938 году оно получило статус города и новое имя – Приволжск) зародилось еще в конце XIX века усилиями кустарей-одиночек. Сказалось соседство с Сидоровским Костромской губернии, где проживали ювелиры высокого класса. Местные крестьяне делали кольца, перстни, серьги... В 1940 году разрозненные ювелирные мастерские объединились в артель «Красная Пресня». В период Великой Отечественной войны ее работники занимались выпуском пуговиц и звездочек для военной формы и солдатских кружек. С 1993 года завод «Красная Пресня» относится к предприятиям народных художественных промыслов. Сегодня ассортимент предприятия – более шести тысяч видов изделий (прежде всего бижутерия, серебряные изделия, включая столовое серебро). На предприятии работает около 600 человек.

От восковой елочки – до металла

Можно подумать, что изготовление выплавляемых моделей (именно так правильно называется этот процесс) больше подойдет женщинам с их усидчивостью. Но, оказывается, мужчины справляются с кропотливой операцией ничуть не хуже. Даже удивительно, как они работают с хрупкими восковыми моделями, если одна изготовленная деталь может быть меньше ногтя. Восковщики должны обнаружить любую каверну («воздух», или «облой»).

Затем эта восковая заготовка погружается в специальную емкость (опоку) и заливается гипсом. Гипсовая форма отправляется в муфельную печь с высокой температурой (они, к примеру, используются при обжиге глины). Воск плавится и вытекает, так что теперь в образовавшуюся полость можно заливать металл.

 Это интересно. К слову, к некоторым восковым моделям сразу прикрепляют камни. Но на нашем заводе так делают только с фианитом (это искусственный материал – диоксид циркония). Натуральные же камни крепят уже в золото или серебро. Дело в том, что из-за перепадов температур металл расширяется и сужается вместе с камнем. У фианитов с металлом эти коэффициенты схожи. А натуральные камни могут расколоться.

 Блеск кольцу придает грецкий орех

Литейщик поясняет: «После литья металл окисляется, мы его кладем минут на 30 в специальный раствор, там он светлеет». Но и на этом этапе заготовка даже из золота и серебра выглядит как лом – не блестит. Отлитые изделия отправляются на сборку и полировку. Сначала их полируют в барабанах с разными наполнителями. Это могут быть кусочки специального пластика различной формы, молотая скорлупа грецкого ореха или крохотные иголочки, которые позволяют навести блеск в самых труднодоступных местах украшения. После изделия проходят дополнительную ручную полировку на шлифовальном круге.

Следующий этап – спайка. Для нее используется водородная горелка. В отличие от привычных, водородные позволяют произвести спайку намного аккуратнее и не окисляют металл.

При необходимости изделия отправляются в гальванический цех, где украшения подвергают золочению, чернению или родированию. Изделия покрываются слоем родия, чтобы блеск был ярче. У серебра при этом улучшаются механические свойства, вещь становится более твердой, меньше царапается и не темнеет. Идеальное гальваническое покрытие может иметь толщину меньше волоса, но всё же чем оно толще, тем прочнее и долговечнее. Последний этап производства – установка камней.

 В тему. При заводе в Приволжске работает музей. В 1950-1980-е годы «Красной Пресне» поручались спецзаказы для Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Олимпийских игр... Поэтому здесь можно встретить самые причудливые изделия, порожденные фантазией ювелиров. Местные художники тяготеют не только к исконно русским мотивам, но также работают в стиле авангарда, конструктивизма.

 Катушки с золотой проволокой

На цепевязальном производстве на специальных станках плетут сотни разных видов цепей. Прежде всего изготавливают сплавы. Тут главное – соблюсти правильную пропорцию: сколько, например, в серебро добавить цинка или в золото – меди. От этого в итоге будут зависеть проба, цвет и прочность цепей. Поэтому при производстве сплавов металлы смешивают с точностью до 0,01 грамма. Из металла отливают тоненькие прутки, которые  отправляют в прокатные станки, и после обработки они превращаются в мотки проволоки – серебряной или золотой.

Проволоку загружают в станки-автоматы, которые по заданным настройкам плетут из них цепи. После этапа плетения цепи протягиваются через специальные аппараты. В них все звенья запаиваются с помощью мини-сварки. Впрочем, есть особо сложный вид плетения, который на заводе делают полностью вручную.

После испытаний на прочность цепи отправляют на алмазную огранку. Их наматывают на стальной барабан, температура которого составляет до минус 17 градусов. Это нужно для того, чтобы цепи примерзли и хорошо зафиксировались. После обработки алмазными резцами они приобретают блестящие грани. Затем на цепочки и браслеты надевают переходные элементы и замки.

  

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей