Билеты на «железке» постепенно приближаются по стоимости к автобусным. К примеру, до станции Шорыгино (так она называется в Архиповке) на поезде еще несколько лет назад можно было доехать за 30-40 рублей. Недавно же я взял билет из Иванова уже за 140 рублей. И всё равно для жителей и гостей села пригородный железнодорожный транспорт остается самым удобным. Ведь на автобусе сюда можно добраться с пересадками через Савино за 180 рублей, а потом из райцентра в Архиповку только два рейса: 7.40 и 16.30. Это еще около 50 рублей.
…К тепловозу поезда Иваново – Ковров были прицеплены два вагона. Утром в пятницу они были полупустыми. Сидячие места, конечно, не «Ласточка», но удобны. В вагоне довольно чисто и тепло.
Побегав по журналистским делам в Архиповке больше двух часов и порядком померзнув, я успевал на обратный состав до Иванова в 14.52. Шел к станции Шорыгино за полчаса до отхода поезда и был уверен, что ее помещение закрыто. Но, на мое удивление, вокзальчик работал и внутри него поддерживались тепло и уют. Пахло дымком от угольной котельной. Хотя объявление извещало, что билеты продаются прямо в вагоне.
Приятно удивили не только опрятные помещения, но и расчищенные от снега и аккуратно посыпанные песком дорожки у здания. В том числе и к туалету.
Начальник станции Галина Михайлюк на железной дороге трудится почти 40 лет, из которых коллективом руководит 15. Кстати, в 2016 году станция отметила 100-летие. Ее коллектив сегодня состоит из четырех дежурных, которые работают в сменах (здесь круглосуточный распорядок), кочегара и уборщика.
Коренная архиповка Ольга Саматова говорит, что стать дежурным по станции было непросто: нужно окончить Ивановский железнодорожный колледж, что она и сделала 10 лет назад. Профессию выбрала прагматично, зная, что после колледжа стопроцентное распределение. Родители же ее никакого отношения к РЖД не имеют.
Дежурный по станции Шорыгино Ольга Саматова.
Муж Алексей – тоже дежурный по станции, он родом из Ярославля, там и оканчивал железнодорожный колледж. Все в его семье – дед, отец, братья – осознанно выбрали профессии, связанные с РЖД. «Но я привезла мужа из Ярославля в Архиповку, – смеется Ольга. – Очень люблю наш поселок и не собиралась его покидать. Леше пришлось подчиниться. У нас двое сыновей. Родственники помогают в их воспитании. Старший учится в третьем классе на отлично».
Работа дежурного – очень ответственная. Надо быть собранным и очень внимательным. Ведь через станцию даже «Ласточка» идет, правда не останавливается. Безопасность движения превыше всего. По перегону в снежные дни проходит специальный поезд-снегоочиститель. Убирать территорию около станции помогает весь ее персонал.
«Коллектив у нас очень дружный, все за дело душой болеют», – говорит начальник станции Галина Михайлюк. Зимой такая сплоченность особенно важна.
Станция имеет большое значение для села. Помимо того, что пригородный поезд – главное транспортное средство для жителей, это еще и стабильные рабочие места, и местная достопримечательность.
Как говорит Ольга Саматова, самые пиковые дни на станции – понедельник, когда студенты едут в ивановские вузы и колледжи, и пятница вечером, когда они возвращаются домой: «Я и сама так ездила несколько лет».
…Поезд стоит на станции всего две минуты. Посадку на Иваново ждали архиповцы, заполнившие целый вагон. Добрых два десятка пассажиров сошли здесь – они вернулись из Савина.