Образование с женским лицом

20 февраля 2019 10:44

Так уж сложилось, что российским образованием заправляют представительницы слабого пола – даже профильным министерством руководит женщина. А учителей-мужчин с каждым годом становится всё меньше. Есть мнение, что судьбу нашего образования предопределила Великая Отечественная война и что ее последствия ощущаются до сих пор. Но в чем настоящая причина этого глобального и в целом негативного явления? И долго ли еще школе оставаться этаким королевством амазонок?

Репутацию спасали романы Жюля Верна

Война действительно внесла свои жесткие коррективы в систему советского, а впоследствии и российского образования.

Моя бабушка, Лидия Тарасова, отдала работе в школе более 50-ти лет жизни. А впервые она встала у учительского стола… в 16 лет. «К началу осени 1941 года все окрестные деревни близ Юрьев-Польского Владимирской области опустели: на фронт ушли не только мужчины, но и многие женщины, в том числе почти все учителя. И тогда нас, студентов второго курса Юрьев-Польского педагогического училища, перевели на заочное обучение и отправили работать в школы, – рассказывала бабушка. – Преподавать приходилось не только в младших классах, но и в средних, то есть учить практически своих сверстников. Я, например, вела географию и немецкий язык. Дисциплина в классах была очень слабая, многие мои однокурсницы плакали. Мою репутацию спасло лишь то, что я всегда много читала: на уроках пересказывала детям романы Жюля Верна, рассказывала об эпохе Великих географических открытий».

В 1945 году с войны вернулся дедушка. Прекрасно образованный человек, историк, он мог бы сделать научную карьеру (его приглашали в аспирантуру), но вместо этого после свадьбы устроился в сельскую школу, где и проработал всю жизнь. Впрочем, пример моего дедушки – скорее исключение. Он был подвижником, человеком, который душой болел за детей и немало сделал для развития сельской школы. Но нехватка мужчин остро ощущалась уже в те годы – преподавали в основном женщины.

Когда подросло послевоенное поколение, распределение «сил» в школе так и не выровнялось. Бабушка рассказывала, что текучесть кадров (именно мужских) была очень большой, особенно в 70-е годы: молодые учителя приезжали по распределению, но, отработав положенный срок, ни минуты не задерживались. И эта печальная тенденция с каждым десятилетием только нарастала…

Мужчинам не свойственно создавать любимчиков в классе

Современное российское образование давно приобрело женское лицо, подтверждают в департаменте образования области. Если учителя-предметники мужского пола в школе еще встречаются, то в детском саду и «началке» – это почти нонсенс. «Педагог начальной школы и воспитатель детского сада – исключительно женские профессии, – констатирует директор Ивановского педагогического колледжа Наталья Карасёва. – Ребята, если и поступают на эти специальности, в дальнейшем не работают, разве что становятся директорами или завучами. Так, на данный момент по специальности «Преподавание в начальных классах» у нас учится лишь один юноша, редко когда бывает двое».

А за ответами, считает Наталья Геннадьевна, далеко ходить не надо: маленькие зарплаты и очень низкий уровень престижа. Хотя первая причина всё же лежит в основе. «Мужчины лучше пойдут вагоны разгружать – там они больше заработают, – отмечает педагог. – А между тем учителя-мужчины нам просто необходимы».

Бытует мнение, что мужчины в целом являются лучшими педагогами, особенно по точным наукам и естественнонаучным предметам: при обучении они применяют более структурированный и логичный подход, четче излагают материал, лучше держат дисциплину в классе. А еще, что немаловажно, не создают себе любимчиков, относятся ко всем ученикам подчеркнуто ровно, спокойно и уважительно. Последний аспект может показаться не столь значимым, однако, по данным зарубежных апологетов педагогики, дети лучше усваивают материал именно в такой обстановке.

А что же женщины? Без них современной российской школе, конечно же, не обойтись: незаменимые организаторы, вдохновители многочисленных культурных мероприятий, а еще – лучшие преподаватели литературы, иностранных языков и творческих дисциплин.

На работу в детский сад  привел внук

Впрочем, по поводу творческих дисциплин с нами мог бы поспорить Андрей Жуков, подполковник в отставке, а нынче – музыкальный руководитель в ивановском детском саду № 55. Кажется, он стремится разрушить все стереотипы в системе образования.

Как же сложилось, что военный человек, профессиональный музыкант (а Андрей Викторович, к слову, окончил Московскую консерваторию) пришел работать к малышам? «Меня как будто судьба привела, – говорит сам Андрей Жуков. – После выхода в отставку пришлось нянчить внука, и это перевернуло мою жизнь. Захотелось работать с детьми. Предложили устроиться в детский сад, и я согласился. Конечно, поначалу родители относились настороженно, но сегодня всё изменилось».

Сегодня Андрея Жукова обожают и дети, и родители. И это несмотря на то, что на занятиях царит дисциплина, чего, впрочем, и следовало ожидать. «Только не думайте, что мы на утренниках поем военные песни, – смеется Андрей Викторович. – Репертуар у нас детский и тщательно подобранный».

Конечно, данный случай – скорее исключение из правил. Все-таки пока мужчины в вопросах воспитания за редким исключением предпочитают оставаться в тени женщин – и это касается не только школы, но и семьи. А потом мы все дружно начинаем искоренять в наших мальчиках черты инфантильности и симптомы «маменькиного сынка»…

Читайте также
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа
Во время нереста ивановские рыбаки могут выловить пять килограммов лещей или одного сома