Как выживают старые мануфактуры в поселках

14 февраля 2019 14:25

Фундамент Шуйско-­Новинской, а ныне Архиповской фабрики заложили еще в 1908 году, тогда и поселок начал расти. Это производство не входит ни в какие холдинги и, несмотря на кризисы постсоветских лет, действует и поныне. За счет чего?

Станция названа в честь Шорыгиных

До бывшего поселка Архиповка (ныне село) лучше всего добираться на пригородном поезде Иваново – Ковров. Надо выйти на станции Шорыгино, названной так в память о династии фабрикантов, выстроивших мануфактуры в Шуйском и Ковровском уездах Владимирской губернии.

…От станции одна дорога – по улице Советской до фабрики. В отличие от Иванова, тротуары здесь расчищены идеально. «Идите на трубу – не ошибетесь», – сказала мне пожилая жительница села. Иду мимо большого здания средней школы. Кстати («ИГ» писала об этом), депутаты местного Совета несколько лет назад отказались от статуса городского поселения, став сельским, чтобы сохранить нормативы его финансирования. Сегодня здесь учатся 120 детей.

 Справка. Основатель династии – Полиевкт Шорыгин (1849–1910). Его сыновья Александр, Иван, Пётр и Павел после смерти наследовали дело отца. Предприятия, расположенные в Шуйском и Ковровском уездах Владимирской губернии, достигли капитала 8,5 миллиона рублей, имели 2800 автоматических ткацких станков, 1600 рабочих. Одноэтажную Шуйско-Новинскую (ныне Архиповскую) фабрику заложили в 1908 году в лесном бору и запустили в 2010-м. Ее управляющим стал Павел Шорыгин (1881–1939), получивший образование в Германии (ученый-химик, в советские годы – академик). В 1913 году здесь работали крестьяне окрестных деревень, было 804 механических станка. Образовавшийся поселок назвали по имени первого поселенца – Архипа.

 Выручает давальческая схема

Фабрика, если смотреть со стороны проходной, полностью сохранила свой краснокирпичный облик. Но, конечно же, говорит директор ООО «ВиАрт» (бывший «Архиповский текстиль») Сергей Фомин, в советское время на внутренней территории появились новые цеха и просторный трехэтажный административный корпус. Тогда здесь работало больше тысячи архиповцев.

«Сегодня у нас 240 работников, – рассказывает Сергей Владимирович. – Людей со стороны не привозим, все – из Архиповки. Предприятие работает стабильно, в четыре смены. Выпускаем на 330 станках хлопчатобумажную ткань: бязевую, поплиновую, полотенчатую группу и рогожку. Сохранили льготы для женщин: у них рабочий день семь часов. Доплачиваем за ночные смены».

Стабильно и руководство фабрики. К примеру, сам Сергей Владимирович в Архиповке с 1982 года: его партнер, руководитель ООО «Архиповское качество» Василий Кургузов, – с 1989­-го (до этого работал в Колобове). Оба приехали в поселок после окончания Ивановской текстильной академии, здесь и живут. Другой ветеран и выпускник ИвТИ – зам главного инженера Александр Морозов – местный житель, на предприятии с начала 1980-х.

«Три богатыря»: Александр Морозов, Сергей Фомин и Василий Кургузов (слева направо).

«Мы были молодыми, работы не боялись, детей растили, думали о будущем, – вспоминают ветераны. – Участвовали в модернизации фабрики, когда, к примеру, в 1987–1988 годах устанавливали новые станки СТБ, пережили кризисы 90-х и начала 2000-х. Были остановы оборудования, задержки зарплаты. Спасибо людям, коллективу, не дали мальчикам в белых рубашках, которые появлялись и у нас, развалить градообразующее предприятие, растащить его. Мы не вошли ни в один холдинг и остались самостоятельными».

Предприятию помогают выстоять ивановские заказчики продукции, поставляющие пряжу по так называемой давальческой схеме, при которой фабрика рассчитывается за нее тканью.

Причины «летней лихорадки»

«Мы с хлопком дела даже не имеем, – говорят Фомин и Кургузов. – Договоры с узбекскими прядильными фабриками заключают партнеры. И результаты есть: прошлый год закончили без долгов по налогам и зарплате (у нас она только белая). Два наших главных заказчика, ивановские фирмы, четко выполняют договорные обязательства».

Правда, начинают разговор о проблемах руководители фабрики, «пряжа к нам поступает разных сортов и, к примеру, из третьего сорта нельзя сделать ткань первого».

Главной проблемой фабрики стала нехватка рабочих кадров, особенно ткачей и поммастеров. Из-за нее в прошлом году объемы производства снизились по сравнению с 2017-м.

«Летом пенсионеры уходят на свои огороды или понянчиться с внуками на время закрытия детсада, – продолжает Сергей Фомин. – Дело хорошее. А нас лихорадит. Боюсь, что этим летом придется перейти с четырех смен на три».

Выпускники местной средней школы уже не мечтают прийти на фабрику. Их водят сюда на экскурсии, и они смотрят на грохочущие цеха испуганными глазами. А было время, когда Архиповская школа давала азы начальных текстильных профессий. И, к примеру, у директора Фомина помощником мастера работает сын, ткачихой – дочь, вторая – начальник товарной конторы. Династии на фабрике не редкость.

Предприятие нуждается в реконструкции, замене станков. Александр Морозов: «Немецкие «Зульцеры» мы не против поставить. Но средств на них нет. Да и корпуса под новую технику надо ломать, людей учить. А с нашими СТБ с китайцами конкурировать трудно. Хотя наше суровье лучше, без вредных добавок».

Дух знаменитого химика поможет?

Мы с Морозовым прошлись по цехами. План капремонта в 2018-м, рассказывает специалист, выполнен: отремонтированы крыша, окна, стены третьего ткацкого участка.

Ткачиха Наталья Преснова имеет фабричный стаж 39 лет: «Сын у меня в строительном отделе. Зарплата 19-20 тысяч, сравнительно небольшая. Но работой дорожим. Надо бы нашему государству таким фабрикам помогать. Я знаю, что никаких субсидий мы не получаем».

Ткачихи Татьяна Перова, Наталья Преснова и поммастера Михаил Бирюков.

«Мы все живем в Архиповке, – вступает в разговор ее коллега Татьяна Перова. – Если фабрика закроется, поселок тоже захиреет».

Но есть в цехах и молодые рабочие. Поммастера Михаил Бирюков здесь с 2000 года. Говорит, получал профессию в порядке ученичества. Молодой человек глубоко смотрит: «Сегодня в России прядильных фабрик не осталось. Надо решать эту проблему в Москве. А сколько еще продержатся такие фабрики, как наша, не знаем...»

Крупные текстильные холдинги региона, объединяющие несколько предприятий, в том числе швейных, модернизацию проводят и с проблемой сырья справляются, имеют доступ к федеральным институтам развития, получая крупные займы. А что делать небольшим градообразующим фабрикам?

Гендиректор текстильной компании «Солидарность» этого же Савинского района Михаил Осколков говорит о тех же проблемах. Небольшим предприятиям, по его мнению, тоже нужна господдержка по примеру сельского хозяйства: стране «не надо ориентироваться на прямые госзакупки тканей в Китае, Турции и Узбекистане». В Савине тоже не хватает ткачей и поммастеров: система профтехобразования не готовит кадры для текстильной промышленности области.

Как стало известно «ИГ», самостоятельные текстильные производства в регионе пока еще сохраняются в Новых Горках и Лежневе, Колобове и Гнездилове Шуйского района, но перспектива их угасания налицо.

…Мы побывали и в старом шорыгинском ткацком корпусе. Ткачихи Светлана Ширяева и Ирина Сюкрина обедали за столиком у стены: столовой на фабрике давно нет. (Хорошо еще, что котельную администрация района приняла на свой баланс.) Портрета фабриканта и советского академика Павла Шорыгина я нигде не увидел. Теней фабрикантов, признались женщины, они никогда не замечали. Но хочется верить, что дух основателей мануфактуры охраняет их детище. Фабрика выживет!

 

Шорыгинский корпус постройки 1910 года: сновальщицы Светлана Ширяева и Ирина Сюкрина.

 

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно