Морозовская школа кадрового голода не испытывает

5 декабря 2018 09:03

Молодые учителя работу в этом селе Тейковского района считают престижной

Интерактивными досками село не удивишь

Девчонки отряхивают снежок с елочки у входа в школу. Водитель школьной «газели» Алексей Чемохвалов, первый, кто встретил меня, поясняет: «Это – наши гости, сегодня у нас проходит районная олимпиада по экономике и информатике». Директор Нина Постнова с гордостью поясняет, что база Морозовской школы для олимпиады выбрана неслучайно: «У нас  в компьютерном классе восемь ПК  с выходом в Интернет. Оргтехникой оснащены еще девять классов, во всех кабинетах –  автоматизированные рабочие места для учителей, семь – с интерактивными досками…» Поэтому ребята из Морозова побеждают или становятся призерами почти всех районных олимпиад, есть достойные результаты и в областных.

Директор говорит, что школа, которая ничем не отличается от городской (строилась на 300 человек) даже по архитектуре, привлекает сюда на работу молодежь и высоким уровнем технической оснащенности: «Причем большинство педколлетива – 9 из 12 человек – выпускники нашей школы».

Директор школы Нина Постнова (вторая слева) с молодыми учителями.

«Я почти 30 лет здесь работаю, внучка Марьяна учится во втором классе, – рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе, учитель математики и информатики Ольга Гогулина, выпускница Морозовской школы и Шуйского пединститута. – Наверное, и с меня пошла традиция возвращаться в родную школу. Я сменила своих учителей Марию Владимировну Каменщикову и Валентину Матвеевну Васильеву. У меня и сестра – педагог. Работает в Гаврилово-Посадском районе».

«Наверное, у вас большой, с наличниками дом, как положено на селе? – спрашиваю завуча. «Огород, конечно, есть. Без него в деревне нельзя. Наличники же – это про нашего директора. У Нины Николаевны муж замечательно режет по дереву», –  улыбаясь, отвечает Ольга Витальевна.

Школьный огород запретили – пришлось разбить цветник

Нина Постнова в школе 43 года, из них 33 – директором. Тоже местная, но уточняет: «Мои родители переехали в Тейковский район из Ильинского, когда я еще маленькой была. Мы жили в Москвине, там, с двумя братьями и сестрой, и учились». Директор очень любит это село, часто вспоминает учителей его маленькой школы и рассказывает молодым коллегам про то, как по-домашнему тепло относились учителя к детям. Ни одного ребенка без внимания не оставляли. Вместе ухаживали за школьной свинофермой, грядки пололи на школьном участке…

Говоря про техническую оснащенность сельской школы, Нина Николаевна уверена, что при этом надо в полной мере использовать и преимущество жизни и учебы в деревне: близость к земле, к природе, к землякам. «Сегодня нам не положено иметь ученическую бригаду, обрабатывать землю и выращивать овощи для школьной столовой, – размышляет руководитель. – Вместо пришкольного участка у нас большой цветник. Нашу столовую, кстати, тоже современную, с хорошим оборудованием, снабжают продуктами централизованно. Но сельские ребята знают, что такое труд на земле – на домашних наделах. И молодым учителям советую рассказывать детям, как добывается хлеб и самим вести хозяйство…»

Про учителя начальных классов Ирину Кудряшову тоже можно сказать: «Где родилась, там и пригодилась – в Морозове». Признается – в школу как на крыльях летит: «У нас здесь, как дома». Ирина Анатольевна по первому образованию художник-текстильщик (училась у известного мастера кисти Константина Мухина).

Детей на ее уроке всего четверо. Но, говорит учитель, каждый – уже личность. Вот Егорка Емельянов – настоящий некрасовский мужичок с ноготок. Живет в соседней деревушке, папа – фермер: «У нас 11 лошадок, я знаю каждую, помогаю ухаживать за ними...»

В деревню приехала выпускница Федерального университета

Интересным получился разговор с молодыми педагогами. Все они разделяют взгляды директора на приобщение сельских детей к природе, но корову с телкой держит только учитель начальных классов Анастасия Шадрина. «Как же иначе, – рассказывает молодая женщина. – У нас с мужем два сына и дочь. Старший Коля заканчивает девятый класс. Нельзя в большой семье без подворья». Девятиклассник также помогает родителям по хозяйству. Это не мешает хорошо учиться и выступать на сцене. За свои успехи Коля даже в знаменитом «Артеке» побывал.

Учитель русского языка и литературы Ирина Гончарова: «Я ни разу не пожалела, что после педуниверситета не уехала в город, а вернулась в родную школу. Моя одноклассница Полина Иванова после медколледжа тоже осталась в селе. Здесь люди открытые, добрые. И дети такие же. Конечно, есть и проблемы. Ребят мало в сельской школе. Нужно создавать новые предприятия, улучшать инфраструктуру села, газ провести, дороги у нас горбатые…»

«Я первый год в Морозове, закончила Федеральный университет в Ростове-на-Дону, преподаю историю и обществоведение, – говорит Елена Коник. – Переехала сюда с мужем. Дочке четыре года, ходит в садик. Живем в квартире. Небольшие подъемные получила. Конечно, это не миллион, как у «земских докторов». Но нам здесь нравится. Может быть, как учит Нина Николаевна, и участок заведем».

 Справка. В Морозовской школе сегодня 71 учащийся, в том числе в 10-11-м классах – трое. Здесь работают 12 педагогов, средний возраст – 35 лет, вакансий давно нет. В прошлом сентябре приняли трех молодых специалистов (два учителя английского языка и один – физики). Семь человек имеют высшую и первую квалификационную категорию. 

 

В школе действуют дружина юных пожарных, группа инспекторов движения «Светофор», отряд волонтеров «Круг», военно-спортивный клуб «Доблесть» – участник «Юнармии». Школа сотрудничает с ракетным полком 54-й дивизии.

 Учитель рисования стал прототипом известного киногероя

Учитель культурологии Ольга Белякова рассказала и еще об одной  привлекательной стороне сельской жизни: «После работы летом можно за грибами и ягодами сходить. Тут пример подают Ирина Гончарова и обе Ольги Витальевны, наши завучи».

Завуч по воспитательной работе Ольга Емельянова, говорит о ней директор, –  генератор всех идей педколлектива, куратор всех клубов, в том числе юнармейского. И – создатель экспозиций (не профессиональных, но сотворенных от души) уникального музея истории школы, которой уже 105 лет.

Большое место здесь уделено морозовскому храму 1774 года, перестроенному в каменный в 1800-м на средства помещика Николая Бутурлина. В советское время здесь был склад. Сейчас педагоги и школьники, как могут, участвуют в восстановлении церкви.

Меня поразила одна фотография. Учитель немецкого языка и рисования 1970-х Константин Гребешков, приехавший в село из другой области, в годы Великой Отечественной был командиром диверсионной группы, действовавшей в Белоруссии. Он, как свидетельствует архивная справка, стал прототипом героя известного советского  фильма «Вызываем огонь на себя».

…Егорке Емельянову повезло. Он и все другие 70 учеников ходят в престижную сельскую школу, где  не только дают крепкие знания, но и учат доброте и любви к родине.

  

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024