На экзамене по истории научат… молчать?

27 ноября 2018 14:19

Министерство образования уже не первый год говорит о введении помимо математики и русского языка еще двух обязательных экзаменов – истории и иностранного языка, объясняя это необходимостью повышения знаний и конкурентоспособности у современной молодежи. Хотя, по статистике самого министерства, 30-40% учеников с трудом усваивают английскую лексику и плохо помнят даты войн и революций. Достигнет ли эксперимент своей цели или войдет в историю как неумелая попытка окультурить тех, кто к этому просто

Старшеклассники могут пока не волноваться

Масло в огонь долгое время подливали сами учителя, рассуждая о низком уровне знаний и отсутствии мотивации. Обязательный экзамен, по их мнению, мог бы помочь изменить ситуацию. Но, когда реформа уже начала маячить на пороге (одно время поговаривали о введении обязательного английского с 2019 года), многие из них радикально поменяли взгляды.

И это неудивительно. К проведению таких экзаменов, как выяснилось, не готово почти ничего: нет ни нормальных учебников по иностранному, ни той самой единой исторической концепции, о создании которой настойчиво рассуждали на всех уровнях еще три-четыре года назад. И эксперимент пока отложили.

«Вопрос введения обязательных экзаменов по иностранному и истории  находится пока на стадии обсуждения, – говорит главный консультант управления общего и дополнительного образования профильного департамента Любовь Малкова. – Экзамен по английскому предположительно может быть апробирован в 2022 году, то есть писать его будут нынешние восьмиклассники. История – это еще более далекая перспектива».  

То есть старшеклассники могут пока вздохнуть с облегчением. Хотя, если разобраться, то четыре года – это не так уж много…

 Новое в ЕГЭ в 2018–2019 учебном году:
• Школьники впервые будут сдавать экзамен по информатике за компьютером. Электронный экзамен по этому предмету откроет новые возможности: задания станут разнообразнее, школьники смогут лучше проявить себя, а эксперты не будут допускать ошибок при проверке работ вручную.
• Экзаменационные материалы (КИМы) начнут пересылать по сети Интернет. Открыть и распечатать их смогут только члены экзаменационной комиссии после предъявления электронной подписи.

 Читать, не зная алфавита

«С учебниками у нас просто беда, – говорит учитель английского языка ивановской гимназии № 32 Ирина Иванова. – Почти все они плохо структурированы, непоследовательны. Дети начинают учить сложные грамматические конструкции, не освоив азов. Их заставляют читать по транскрипции, хотя они еще не весь алфавит выучили. Такой подход неминуемо ведет к снижению интереса, азарта. Если мы хотим, чтобы наши дети начали учить английский, то в первую очередь нужны хорошие учебники».

Педагог с многолетним стажем, Ирина Геннадьевна уверена, что одной лишь директивой сверху ситуацию исправить нельзя: экзамен, конечно, ввести можно, но что из этого выйдет на практике?

Проблема с преподаванием английского назрела уже очень давно. «Представьте, что в группе занимаются 15 человек. Даже при идеальном раскладе, если я не буду тратить время на приветствия и организационные вопросы, то за 45 минут смогу каждому уделить не более трех минут. Что ребенок может освоить за это время два раза в неделю?» – приводит пример Ирина Иванова.

Если английский станет обязательным предметом, то учителям придется решать с подопечными варианты ЕГЭ. А это означает, что дети вообще перестанут разговаривать. Нужен ли государству и отдельно взятому человеку такой вот теоретический английский – большой вопрос. «Необходим совершенно иной подход. Не вводить обязательный экзамен, а развивать альтернативные методы изучения: внедрять практику общения с иностранцами, обмениваться опытом между нашими и иностранными школами. Почему в Европе почти все свободно говорят по-английски? Потому что у них есть языковая практика. Большинству наших детей общение с носителями языка, к сожалению, недоступно», – считает учитель.

Иван Грозный: тиран или царь, достойный памятника?

Еще больше проблем может возникнуть с введением обязательного ЕГЭ по истории, которая считается одной из самых сложных наук. Во-первых, из-за огромного объема информации, а во-вторых, из-за существования множества разных трактовок и концепций того или иного события.

«Экзамен по истории нужен, – считает кандидат исторических наук, ивановский краевед Александр Семененко. – Я считаю, что об общем уровне культурного развития человека можно судить по тому, насколько хорошо он знает историю. Но, задумываясь о введении обязательного экзамена, мы должны всё тщательно продумать. Ведь хорошо знать можно только тот предмет, который ты любишь, в котором искренне заинтересован. Боюсь, что, принимая поспешные решения, мы рискуем добиться обратного эффекта». 

К тому же в России так и не была создана общая историческая концепция, говорить о которой начали еще в 2014 году. Разработка единого учебника истории – перспектива тем более туманная, поскольку российские ученые-историки совершенно по-разному оценивают те или иные события. «Разногласия существуют даже по Средним векам, – говорит Александр Семененко. – Взять, например, Ивана Грозного: одни считают его убийцей и тираном, другие предлагают поставить ему памятник. А по трактовке событий современной истории ситуация намного сложнее».

 Нацеленность на механическое изучение предмета, простое зазубривание дат и цифр без понимания особенностей исторического процесса, познание иностранной лексики без возможности применения ее на практике... Такая гонка за информацией просто бессмысленна: от «прорешиваний» вариантов ЕГЭ словарный запас шире не становится, грамотная речь не развивается. Детей уже научили «молчать» на математике и русском языке, – стоит ли добавлять в этот список историю и иностранный язык?

  

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024