Борис Новиков: «Чувство куклы у актера заложено природой»

21 сентября 2018 08:58

Заслуженный артист России на сцене областного театра кукол спектаклем «Детский альбом Чайковского» отметил свой 65-летний день рождения. Больше сорока лет этот прекрасный актер служит ивановской сцене, снискав любовь и уважение не одного поколения маленьких и больших зрителей. В каждую свою роль Борис Новиков вкладывает мастерство, любовь и силу души.

Вначале работал в театре… монтировщиком

- Мой папа был военным, а мама – врачом, выпускницей Тбилисского стоматологического института. Во время Великой Отечественной ей пришлось из стоматолога переквалифицироваться в заведующего хирургическим отделением фронтового госпиталя. Там-то они и познакомились. А в 1953 году, в солнечном Тбилиси, на свет появился я. Чуть позже наше семейство переехало в Батуми. В этом чудесном городе в те времена не было своего театра кукол, поэтому каждый приезд гастролеров был для нас, послевоенных ребятишек, настоящим праздником.

А лет в четырнадцать я увлекся рассказами Ильфа и Петрова, и как-то само-собой возникло желание играть их. Причем не на зрителя, а исключительно для себя. Мне это очень нравилось. Как-то параллельно этому мы с моим другом-одноклассником стали разыгрывать сценки, главными героями которых были наш учитель английского языка по имени Михаил Израилевич, и грузин Важа, который очень плохо говорил по-русски. Это была прелюдия к лицедейству.

- Как же случилось, что вы оказались в Иванове?

- Родители хотели, чтобы я поступил в местный химико-технологический институт (я довольно хорошо знал школьный курс химии, а в Иванове жили родственники). На мою радость при вузе в те годы открылась театральная студия, которой руководил артист Ивановского драматического театра, а ныне народный артист России, актер горьковского МХАТа Иван Семёнович Криворучко. Думаю, он-то и привил мне такую любовь к театру! Этот удивительный человек относился к нам, как к настоящим актерам.

Первой моей большой ролью стала роль Парня в спектакле по пьесе Уильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!». После премьеры я ощутил себя чуть ли не звездой. Студенты в зале дружно аплодировали, Иван Семёнович дал моей работе лестную оценку. Сами понимаете, мысли у меня витали где-то очень далеко от химии. Учась в институте, я успел поработать монтировщиком в нашем драматическом театре, попутно думая, как выстроить свой путь в искусство…

В январе 1974 года я решил покинуть институт. И тут в дело вмешалась судьба. От знакомых узнал, что в театре кукол требуются ученики актеров, и я отправился на прослушивание, где читал стихи и басню, пел. А потом мне дали в руки тростевую куклу-собачку и попросили придумать этюд. Скажу вам по секрету: я впервые в жизни держал куклу, но у меня всё получилось и меня взяли. Так что с 1974 года я служу искусству в этом театре.

«Никто не удивляется, что герой поворачивает голову на 360 градусов»

- Моей первой ролью стал ввод в уже готовый спектакль «Кошкин дом». А буквально через пару месяцев мы приступили к работе над «Тридцатью днями Кощея Бессмертного» - мне достались сразу несколько ролей: Писарь Чумичка, Добрыня Никитич и Баба-га. Мои работы были отмечены художественным советом театра, и мне, минуя третью, была сразу присвоена вторая актерская категория. Оклад мой вырос с шестидесяти пяти до восьмидесяти рублей. Я полагал себя обеспеченным, прочно стоящим на ногах человеком.

- А что было дальше?

- В 1981 году я со своим коллегой Владимиром Кузнецовым поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Наш курс был первым для актеров-заочников, а начинал нас учить молодой Мастер, Вениамин Михайлович Советов. Он не жалел ни себя, ни времени. Занятия продолжались порой до глубокой ночи. Прошло уже тридцать лет со дня окончания института, а наши репетиции с Вениамином Михайловичем очень часто всплывают в памяти. И, сидя в одной гримерке с Кузнецовым, мы вновь обсуждаем те этюды, отрывки из водевилей, пьес, дипломных спектаклей. Не всё давалось легко, но всё было чрезвычайно интересно, необычно и очень весело. Как могли, помогали друг другу. А Вениамин Михайлович помогал нам всем.

К сожалению, нашего Мастера уже нет в живых. Наша последняя встреча с ним была в Иванове, на пятом фестивале театров кукол «Муравейник». Он нисколько не изменился: те же внимательные глаза, та же мягкая улыбка... И гордость за своих выпускников. Встреча наша была очень теплой.

Институт мы окончили в 1986 году. В этом же году Володе Кузнецову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», а через три года этого звания был удостоен и я.

Борис Новиков и Владимир Кузнецов, концертный номер "Собачья любовь" (1980 г.)

- Я слышал, что за эти годы вами сыграно порядка сотни ролей?

- Не совсем так. Сыграно около ста спектаклей. А в каждом - по несколько ролей. Если же попытаться выделить среди них любимые, то необходимо назвать такие спектакли, как «Тридцать дней Кощея Бессмертного», «Таинственный гиппопотам», «Гасан – искатель счастья», «Чудо-дерево», «Голый король»... Из работ последних лет мне очень дороги спектакли «Сказки братьев Гримм», «Играем в рыцарей», «Каштанка», «Детский альбом Чайковского». И хоть работы в этих постановках требуют огромных душевных затрат, но и наслаждение от игры я получаю ни с чем не сравнимое.

- Насколько я знаю, вы играли и на сцене Ивановского театра драмы?

- Несколько лет назад режиссер Ирина Зубжицкая пригласила меня на роль Александра в спектакль «Человек, который платит» Ива Жамиака. Как актер я многое получил, работая там. Так что и драма, и куклы мной одинаково любимы. У каждого из этих искусств определенно есть свои плюсы.

- К примеру?

- Ну посудите сами: кукла может повернуть голову на 360 градусов – при этом никто не удивится и не скажет, что в этом нет правды жизни. Знаете, я очень люблю хорошую планшетную куклу. На сцене и кукла, и актер открыты зрителю, кукла дополняет тебя, а ты дополняешь куклу...

В работе всегда иду от куклы, от ее возможностей. Что же касается «оживления», то чувство куклы должно быть заложено у актера природой. Если оно есть, то всё пойдет как надо. В пластике кукла, через руку актера, должна делать то, что рождается в его голове, не пропуская ни одного нюанса движения. Наверное, работа кукольника сродни работе скульптора – отсекать лишнее.

С куклой из спектакля "Гасан - искатель счастья"

Самая ценная визитка в коллекции – от Донатаса Баниониса

- Не так давно я совершенно случайно узнал о вашем хобби - коллекционировании визитных карточек. Как вы начали их собирать, много ли экземпляров в коллекции и какие из них самые интересные?

- Собираю коллекцию лет 25. Честно говоря, не считал, но около тысячи, думаю, есть. Дороги визитные карточки тех людей, которых я хорошо знаю, и тех, кого уже нет со мной. Одна из самых ценных для меня – Донатаса Баниониса, моего любимого актера, с которым мы встречались в Паневежисе. Визитки обладают свойством возвращать тебя в прошлое и напоминать о замечательных встречах.

- Кстати, а почему для своего бенефиса вы выбрали спектакль «Детский альбом Чайковского»?

- Я люблю этот спектакль и люблю моих партнеров в нем.

- С какими мыслями и мечтами вы встречаете круглую дату? Что бы вам хотелось еще сыграть? В чем испробовать себя?
- Юбилей я встречаю с огромным желанием работать дальше. Сыграть? Что угодно! Начиная от мышки и кончая королем Лиром. 
- Существует стереотип, что в театре драмы каждый артист мечтает о роли Гамлета. А есть ли заветная роль у вас?

- О конкретных ролях я не думаю. Просто хочу играть. Мечтаю о хорошей драматургии, о крепких спектаклях. Простого и незатейливого мною сыграно много, сейчас мне хочется поработать с материалом иного плана. Пусть будет драма, трагедия, трагикомедия или буффонада. Я люблю буффонаду – там можно по-хорошему похулиганить, поимпровизировать. Без импровизации скучно жить и работать.

Борис НОВИКОВ – заслуженный артист России. Трехкратный лауреат актерской премии народного артиста СССР Льва Раскатова (1996, 1999, 2000). Лауреат городской премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства города Иванова» за 1998 год. Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. С 1974 года работает в Ивановском театре кукол, где сыграл более ста спектаклей.

 

Беседовал Константин ШАРОНИН

Константин ШАРОНИН

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно