Леонид Иванов: "Тарифному регулированию требуется новый подход"

22 мая 2018 16:04

Сейчас расчет цен производится на основе необходимой валовой выручки (НВВ). Этот показатель включает в себя экономически обоснованные расходы, необходимые для осуществления деятельности, и прибыль регулируемых хозяйствующих субъектов. При этом под обоснованными расходами организации понимаются документально подтвержденные затраты, рассчитанные на период регулирования.

К экономически необоснованным расходам относятся выявленные расходы, фактически не понесенные в предыдущем периоде регулирования, или расходы, которых в следующем периоде регулирования быть не может.

Несколько примеров.

 

Расходы на создание резерва по сомнительным долгам

Согласно действующему законодательству, в НВВ включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).

В состав НВВ могут быть включены затраты только в размере разницы между вновь сформированным резервом и резервом предыдущего периода регулирования. Иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов в составе указанного резерва. Это первое.

Второе. В сфере электроэнергетики расходы на формирование резервов по сомнительным долгам определяются в размере 1,5% от планируемой валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии населению на расчетный период регулирования.

Мало того что гарантирующий поставщик завышает планируемую валовую выручку, чтобы увеличить резерв по сомнительным долгам, это никак не корректируется при определении цены электрической энергии на следующий период и не стимулирует регулируемые организации на проведение претензионной работы по взысканию долгов. Расходы на обязательное страхование иных видов страхования (например, КАСКО) являются экономически необоснованными и не подлежат включению в НВВ.

Третье. Расходы на проведение консультационных, юридических, информационных услуг даже при наличии заключенных договоров на оплату названных услуг само по себе не подтверждает экономическую обоснованность таких расходов. При наличии подразделений у регулируемой организации с функциями проведения консультационных, юридических и информационных услуг нельзя отнести эти расходы к экономически обоснованным, и они не подлежат к включению в НВВ.

Есть случаи, когда гарантирующий поставщик включает в величину сбытовых надбавок расходы, не понесенные регулируемыми субъектами в предыдущем периоде регулирования.

Анализ приведенных примеров позволяет сделать вывод, что тарифное регулирование нуждается в коренной переработке, требуется принятие федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов) и принятия прозрачных и доступных для понимания и применения методик формирования и утверждения цен (тарифов), чтобы потребитель знал, по какой цене покупает тот или иной ресурс.

 

Леонид ИВАНОВ,

президент Союза «Торгово-Промышленная

Палата Ивановской области», к.э.н.

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей