В пути они сопровождают «Ярсы»

13 февраля 2018 22:48

Как расшифровывается аббревиатура ВАИ, знают многие: Военная автомобильная инспекция. Но чем конкретно она занимается, каковы ее задачи и полномочия, чем ВАИ отличается от ГИБДД? Об этом знают далеко не все - даже автовладельцы и профессиональные водители. Для читателей «ИГ» этот пробел восполняет заместитель начальника 91-й военной автомобильной инспекции (территориальной) Иван ЛИХОГРАЙ.

«Голова» региональной инспекции – в Питере

- Нас не много: весь штат – около десяти человек на две области: Ивановскую и Костромскую, - начал разговор гость редакции. - Немногие инспекции имеют два субъекта Российской Федерации на территории ответственности.

- А какая из них головная?

- Мы - территориальная инспекция. Подчиняемся 11-й военной автомобильной инспекции (региональной), которая находится на территории Западного военного округа, в Санкт-Петербурге. Подчиняемся Главному управлению военной полиции Министерства обороны РФ.

- Я и не знал, что кроме обычной полиции у нас есть и военная.

- Ее в конце 2011 года создали на базе структур военных комендатур и военной автоинспекции. Наш непосредственный начальник – это генерал-лейтенант Владимир Ивановский, начальник ГУ военной полиции Минобороны… Наша задача – обеспечение безопасности дорожного движения на воинском транспорте, а также на личном транспорте военнослужащих.

- Значит, если речь идет о транспортном средстве воинской части, оно проходит техосмотр не обычным порядком, а только у вас?

- Только у нас. В нашем подразделении есть специально обученные инспекторы, которые умеют пользоваться оборудованием для проведения технического осмотра (они проходят обучение в городе Жигулёвске Самарской области). И только два человека могут проводить ТО транспортным средствам МО РФ на территории ответственности нашей инспекции. Всё то же самое, что и на гражданке, – только мы «обслуживаем» военные автомобили. От уазика до тягача, на котором перемещаются «Ярсы» и «Тополя».

- А транспорт исправительных учреждений – тоже к вам относится?

- Нет, это система УФСИН. Мы с ними не соприкасаемся. Как и с МЧС: их транспорт подведомствен собственным службам.

Сотрудник ВАИ может выписать штраф - своим «подопечным»

- Велик ли ваш фронт работ на территории Ивановской области? Здесь ведь не очень много воинских подразделений.

- Ну, это как сказать… Воинских частей, организаций и учреждений Минобороны у нас – больше сорока.

- В случае ДТП с военным транспортом как вы делите полномочия с ГИБДД? Они приезжают первыми на место происшествия?

- Не факт. Мы можем приехать и раньше. По прибытии на место ДТП нашей задачей является оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Мы должны оградить место ДТП для обеспечения безопасности дорожного движения, по прибытию сотрудников ГИБДД оказать содействие для оформления ДТП. Собрав необходимые данные, затем в воинских частях проводим занятия, направленные на безопасность дорожного движения, разбираем причины произошедшего ДТП, для дальнейшего искоренения подобных случаев. Профилактика ДТП – одна из ключевых наших задач.

- А штрафовать вы имеете право? Если ПДД нарушил ваш «подопечный».

- В таких случаях мы, как и ГИБДД, работаем в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Наши сотрудники так же уполномочены выписывать штрафы – и на должностных лиц, допустивших транспортные средства в рейс.

- Водитель, относящийся к вашему ведомству, в случае ДТП выходит на вас или на ГИБДД?

- И на нас, и на ГИБДД. Действия и сроки для определенных должностных лиц при совершении ДТП предусмотрены приказом министра обороны. В нем обозначено всё, что в этом случае должен делать водитель или, скажем, старший автоколонны. Все данные о ДТП в ообозначенные тем же приказом сроки направляются в министерство.   

- Вопрос, касающийся ОСАГО. Если я на машине, упаси бог, попаду в ДТП с «Ярсом»…

- Тут надо понимать, что в Министерстве обороны не все транспортные средства подлежат страхованию. У Минобороны заключен государственный контракт с определенной компанией, которая обеспечивает транспортные средства Министерства страхованием гражданской ответственности. Единственное, владельцем ТС значится Министерство обороны. И водитель, который будет разбираться в обстоятельствах аварии, за возмещением обращается в воинскую часть.

- Вам самому приходится выезжать на место происшествия?

- Нашими внутренними приказами и указаниями определено, что на ДТП обязательно выезжают руководители территориальной автоинспекции – начальник либо его заместитель. В том числе для обеспечения взаимодействия со следственными органами и ГИБДД… В начале зимы, к примеру, был случай под Костромой. Погиб десантник 98-й дивизии. Возвращался к месту службы и перебегал дорогу перед фурой, не убедившись в безопасности. Водитель не разглядел в сумерках… После разбирательства я выезжал в Кострому, в подразделение, где служил погибший. На занятиях с личным составом говорили о необходимости иметь на одежде светоотражающие элементы или надевать светоотражающий жилет в темное время суток. Как вы знаете, с марта это становится обязательным условием – для водителей, если им приходится покидать машину в темноте на загородной трассе...

Еще пример. Летом из Иванова во Владимир выехал тоже десантник. Превысил безопасную скорость, въехал в отбойник, оттуда в кювет. От машины одно колесо осталось, парень погиб. Вместе с госавтоинспекторами разбирались на месте.

- Значит, если военнослужащий попадет в ДТП, даже если он пешеход…

- В качестве пешехода, пассажира, велосипедиста – кого угодно. По всем ДТП с участием военнослужащего проводятся разбирательства.

Без сопровождения ракеты на дорогу не выходят   

- Получается, нагрузка на ваших сотрудниках - немаленькая?

- Еще бы! Ведь кроме выездов на место ДТП и последующей разъяснительной, профилактической работы в частях, очень значимый аспект наших обязанностей – обеспечение безопасности при сопровождении воинских колонн. Мы реагируем на все заявки, которые поступают из воинских частей. Если колонна едет без сопровождения, гражданские водители ее не всегда воспринимают. Даже если сзади висит табличка: «Внимание, впереди воинская колонна!» А последствия могут быть очень тяжелыми.

Взять наше Тейково: на дорогу выходят «Ярсы», каждый – больше 110 тонн. Под таким лед плавится! Естественно, в этих случаях всё движение перекрываем. У нас есть приказ министра обороны, который регламентирует все действия ответственных за безопасное прохождение колонны… Я сам был ранее в должности начальника группы сопровождения. В Санкт-Петербурге четыре года сопровождал воинские колонны и знаю, как велика ответственность. Есть чем поделиться с нашими инспекторами. Кстати, они молодцы. За время моего пребывания здесь происшествий с воинскими колоннами не было.

- Как раз в эти дни вы сопровождаете колонну десантников в Рязань.

- Да, 98-я парашютно-десантная дивизия проводит лыжный пробег. Его приурочили к столетию Красной армии и такому же юбилею Рязанского воздушно-десантного училища (они были основаны чуть ли не в один день). Маршрут пролегает через Шую, Ковров и несколько других городов. Лыжники идут по пересеченной местности, лесами-полями, там и ночуют, а колонна сопровождения – по трассе. Прибудут 22 февраля, накануне праздника. По пути в городах проходят патриотические представления – поэтому в колонне и оркестр, и ансамбль… На традиционные парады 9 Мая колонну ракетчиков тоже сопровождаем мы.

- Вопрос личного плана. Вы здесь находитесь в командировке, из Питера, или уже – наш земляк?

- Я здесь с 2015 года. Привез за собой жену. Жильем нас обеспечили. Через полгода у нас родилась дочка... Так что я ваш земляк, конечно. Перебираться придется только в случае передвижения по службе – ведь я человек военный.

Читайте также
Специалисты начнут сертификацию аэропорта "Иваново" 16 апреля
Пожароопасный сезон в Ивановской области начнется с 21 апреля
Аграрии в Ивановской области будут получать субсидии на растениеводство в электронном виде