Дмитрий Бозин: «Я чувствую себя алхимиком!»

13 февраля 2018 22:41

Этого заслуженного артиста вряд ли можно назвать звездой в традиционном для шоу-бизнеса смысле. Дмитрий Бозин – прежде всего поэт и актер. Большой и настоящий мастер, чье имя поистине знаково для всех, кто любит театральное искусство и современную поэзию. 10 марта на сцене Ивановского театра кукол состоится новый моноспектакль артиста «Скорпи-он». В его преддверии Дмитрий согласился на эксклюзивное интервью «Ивановской газете».

Если начать жизнь заново, ушел бы в музыку

– Как-то вы говорили, будто в профессию артиста вас привела цепочка счастливых случайностей. Совпало ли ваше представление об актерской профессии с тем, какой она оказалась в реальности? И, случись вам начать жизнь заново, пошли бы вы по этому пути снова?

– С самого детства я легко запоминал наизусть: пока не умел читать – на слух, потом – рассказывал прочитанные истории по памяти. Директор школы говорил: «Дима читает медленно, но за ним не угонишься». Родители, конечно, повлияли на то, что я решил стать актером. Все фильмы, литература, музыка, которые были в доме, содействовали моему становлению. Эмоциональное участие родителей я ощущал во всём, чем бы я ни занимался. При прослушивании музыки отец обращал мое внимание на то, как «разговаривают» между собой инструменты. Когда ты слышишь это в музыке, ты точно так же начинаешь играть и со словами, с их интонацией. Я какое-то время сам играл на гитаре и даже учился игре на фортепиано. И до сих пор ничто не трогает меня так сильно, как музыка. Если начать жизнь заново, я ушел бы в музыку. Музыка мне ближе.

А представления об актерской профессии у меня толком не было даже по окончании театрального института. Были спектакли, но я работал в них полностью интуитивно и делал то, что хотели от меня постановщики и партнеры по сцене… Я полагаю, что по-настоящему артистом я ощутил себя впервые в работе над спектаклем «Саломея».

- Вы много лет являетесь ведущим актером театра Романа Виктюка? Расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с ним. Чем вам близок этот театр? И в чем, по вашему мнению, секрет его успеха?

- Способность Романа Виктюка предложить актерам и зрителям сотни неожиданных прочтений, казалось бы, знакомых произведений – залог постоянного внимания к его творчеству. Я сотрудничаю с Романом Григорьевичем потому, что мне интересна технология создания персонажа и техника существования в нем во время спектаклей. Работа в этом театре позволяет почувствовать себя алхимиком.

- Как случилось, что в какой-то момент вы начали ставить свои моноспектакли? Для вас это возможность выразить какую-то другую грань себя и своего таланта?

- Жанр моноспектакля позволяет мне сконцентрировать зрителей на конкретной теме и проработать ее гораздо глубже, чем это возможно в обычной постановке. Это гораздо более внутренний контакт с публикой.

Взрыв в творческой лаборатории

- Существует такая точка зрения, что в хорошем смысле каждый писатель всю жизнь пишет одну и ту же книгу. Считаете ли вы, что все ваши актерские и режиссерские работы - это вехи одного большого спектакля, одной роли?

- На определенном этапе так и было, но однажды в моей, образно выражаясь, алхимической лаборатории произошел взрыв и персонажи разлетелись в разные вселенные. Поэтому теперь все они «вехи» разных спектаклей.

- У вас есть свой способ ловить моменты озарения? В чем он заключается?

- Думаю, что какого-то особого способа нет... Будучи мальчишкой, я плавал в море с маской, а рыбы кружили вокруг. Их было много, и они были спокойны и грациозны. Мне захотелось стать охотником, и, вернувшись на берег, я привязал к палке вилку. Нырнув вновь, я плыл уже один, среди пустой воды, лишь редкие рыбки проносились мимо меня. Так я понял, что значит жить внутри вдохновения. Плыви, летай вместе с духами и не строй для них капкан.

Проведу зрителей по внутренним пещерам

– В рамках спектакля «Скорпи-он» вы складываете мастерскую мозаику из произведений Пушкина, Мелвилла и Бальзака. Какую сверхзадачу вы ставите перед собой, создавая это живое многоцветное полотно? Почему вами выбраны именно эти авторы? И как столь разные произведения стали основой программы?

- Эти авторы и произведения шли рядом и жили внутри меня очень долго, давали мне советы, направляя мои чувства и ощущения. Может быть, это авторы выбрали меня своим «перекрестком во времени», а не я их. Думаю, во время спектакля и всем зрителям сходства этих, на первый взгляд, таких разных произведений станут очевидны.  

- Японцы говорят, что у каждого человека существует три лица. Первое - для окружающего мира, второе - для семьи, третье человек никому не показывает, но оно, по сути, и является его истинным «я». На афише спектакля «Скорпи-он» написано, что вы «раскроете свою истинную сущность». То есть покажете ивановскому зрителю то самое третье лицо? Не страшно? Для чего вам это необходимо?

- Я – не трехликий японец. Да и японцев я знаю таких, у которых, по моему мнению, лиц и масок гораздо больше. В программе «Скорпи-он» зрители встретятся с разными сущностями, некоторые из них будут человечны. И то, что я, выражаясь фигурально, веду зрителей в наши с ними внутренние пещеры и лабиринты, - это абсолютная правда. И от этого бывает страшновато. Но в том и удовольствие.

Готов играть в «Маугли» только все роли сразу

- Вы не только актер, но и автор очень интересных стихов. Вопрос к вам как к поэту: считаете ли вы, что если невозможно что-то изменить, то надо хотя бы это описать?

- Я вообще не вижу необходимости менять что-либо или кого-либо. Просто из всемирного многообразия я выбираю для себя лишь то, что подходит именно мне. Хотя случается и такое, что я описываю явления, даже не близкие мне – наверное, эта созерцательность роднит меня с теми же японцами. Хотя для чистого созерцания я все-таки слишком эмоционален.

- Поль Леото говорил: «Любить - трудно, потому что это значит предпочитать самому себе кого-то другого». Как вы относитесь к подобным утверждениям? И что для вас значит Любить?..

- Простите. О Любви и Боге я не говорю. Ни в жизни, ни на сцене. Пусть они говорят сами.

- Совсем недавно в театре Романа Виктюка вы выступили не только как актер, но и как режиссер – я говорю о спектакле «Маугли». Почему вы взялись за такое в общем-то детское произведение и планируете ли привезти этот спектакль в наш город?

- У спектакля «Маугли» возрастной ценз 16+, это означает, что он совсем не детский. Как режиссер этого спектакля я не воспринимаю «Маугли» как детскую книгу. Дети могут прочесть специально адаптированный вариант, но не всю «Книгу джунглей», как она написана Редьярдом Киплингом. Вообще должен сказать, что к этой книге я довольно рано (еще с детства) начал относиться серьезно. Считаю, что в этом произведении есть громадный потенциал. Мы вместе со зрителем открываем эти «тайные двери», проявляем эти смыслы. Я никогда в жизни не мечтал бы сыграть ни Маугли, ни какого-то другого героя этой книги – только всех вместе сразу, целиком. Поэтому я с огромным удовольствием поставил спектакль, где играют другие артисты. Думаю, что наступит день и мы привезем этот спектакль в Иваново. 

Дмитрий Бозин - актер театра и кино, поэт, заслуженный артист России. Окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). С 1994 по 1995 год работал в театре «Сатирикон». С 1995-говедущий актер в театре Романа Виктюка. Сыграл более чем в сорока спектаклях, среди которых «Служанки», «Саломея, или Странные игры Оскара Уайльда», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь». Снялся в 13 кинокартинах.

Константин ШАРОНИН

Читайте также
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами