Рекламная сыпь

6 февраля 2018 08:57

Иваново, по мнению многих гостей города и самих горожан, как будто застряло в 90-х годах прошлого века. Такое ощущение складывается прежде всего из-за разномастных аляповатых вывесок, покрывающих фасады даже исторических зданий в центре, а также новодельных торговых центров сомнительных архитектурных достоинств.

Площадь Революции пока держит оборону

Как известно, всё познается в сравнении. Следуя этому постулату, полезно иногда взглянуть на улицы Иванова свежим взглядом. Больше всего приезжих в Иванове неприятно удивляют: засилье маршруток и полное отсутствие больших автобусов (к примеру, «ЛиАЗов») в сфере общественного транспорта, хаотичная парковка, зимой – нечищенные тротуары. Среди прочего досадный осадок оставляет избыточная реклама в кислотных тонах.

Ярославец Дмитрий Арбузов рассказал: «Приезжаю в Иваново, и каждый раз кажется, что я перенесся лет на 20 назад. Этой зимой снова удивился: чистить тротуары от гололеда или подсыпать их у вас, видимо, не принято. Еще бросается в глаза: даже старинные здания в центре города облеплены рекламным мусором. Всё-таки в Ярославле от него мы уже начали отвыкать. Это тоже какой-то привет из 90-х…»

С этим мнением горожанам, наверное, трудно не согласиться. Если же говорить о вывесках, то в начале проспекта Ленина с рекламой еще относительно сносно (там, где малоэтажные старинные особняки). Но стоит чуть отойти от площади Революции, и аляповатая реклама сразу навязчиво лезет в глаза. Многие дома между проспектами Шереметевским и Ленина увешаны наружной рекламой, порой незаконной и ни с кем не согласованной. Как будто никакого регулирования вовсе нет, просто какой-то вывесочный хаос…

 

Исполняется лишь треть предписаний

Как рассказала и. о. начальника управления по делам наружной рекламы, информации и оформления Ксения Колбашева, в Иванове требования к внешнему виду, размерам баннеров определены решением гордумы «Об утверждении правил благоустройства...» Там прописано о «размещении (вывески – прим. ред.) без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада, эстетическим качествам городской среды».

Вывеска должна располагаться между первым и вторым этажом, высота ее – не более 0,5 метра, длина – до 70 процентов от длины фасада, но не более 15 метров для единичной конструкции. Кроме того, она обязательно должна быть подсвечена в темное время суток. А вот что касается ее художественного исполнения, то по нынешним городским правилам всё ограничивается лишь фантазией дизайнера и возможностями заказчика. Но при этом, отметила Ксения Колбашева, согласование эскизного проекта вывески – обязательно независимо от формы собственности здания. Но видно мало кто из бизнесменов утруждает себя формальностями, а лепят, что в голову взбредет.

И штрафы не пугают: для физических лиц – от 3 до 5 тысяч рублей, для юрлиц – до 60 тысяч. Поэтому хотя в 2017 году сотрудниками управления составлено 103 предписания о демонтаже информационных конструкций, исполнено лишь 30 (изменены габаритные размеры, организована подсветка, поданы заявления на согласование). Выполнить предписание об устранении нарушений мало кого удается заставить в регионе даже через суд. Хотя такие случаи всё же отмечались, например, в Плёсе.

 

Исторические здания не разглядеть

Еще строже правила – к размещению вывесок на зданиях – объектах культурного наследия. Ксения Колбашева рассказала, что на них допускаются вывески лишь двух типов: в виде настенной или консольной конструкции. Информационное поле настенных конструкций должно выполняться из отдельных букв и декоративных элементов, без непрозрачной основы для их крепления. Консольные конструкции располагаются в одной горизонтальной плоскости, у арок, на границах и внешних углах зданий. То есть завешивать такой дом баннером нельзя.

Но, признает чиновник, арендаторы или собственники, как правило, действуют без учета исторической или архитектурной ценности здания. Результат можно видеть во многих местах… На том же комплексе БИМа, где часть домов относится к «достопримечательным местам», другие – к «ансамблям», на улице 10 Августа, где большинство строений включены в перечень объектов культурного наследия местного значения, просто рябит в глазах от самой разной по форме и содержанию «наружки». К разряду «достопримечательное место» отнесены, в частности, дома по ул. 10 Августа: 2/4, 5, 6, 7, 10,12, 13, 13а... А бывшие женская профессиональная школа – место первой выставки коллекции Дмитрия Бурылина (10 Августа, 18/17) и гостиница «Покровские номера» Дунюшкиной (10 Августа, 29) – к памятникам культурного наследия.

Наружная реклама на 10 Августа не укладывается ни в какие нормативы

Как рассказывают специалисты областного комитета по охране объектов культурного наследия, бывает, что владельцы выполняют требования и убирают рекламу, но вскоре она появляется вновь. Даже найти собственника не всегда просто. Кроме того, некоторые из них попросту не отвечают на запросы чиновников, а наружка продолжает висеть…

К слову, в небольших городах, являющихся историческими поселениями, в том же Плёсе или Шуе, с рекламой на объектах культурного наследия дела получше, чем в областном центре. В Кинешме вообще есть историческое ядро, где на зданиях почти нет вывесок, а те, что присутствуют, соответствуют требованиям.

ТЦ «Рекона-Фа» у площади Победы давно вызывает изумление горожан своими пестрыми вывесками

Столб с баннерами лезет в фотообъективы

Впрочем, многие рекламные конструкции проходят все стадии согласования, но ее эстетическая составляющая, как и место размещения, при этом явно остается на совести заказчиков и чиновников. Например, рекламную конструкцию воткнули даже рядом с памятником Ленина. А на Шереметевском проспекте, на спуске к Соковскому мосту от бывшего кинотеатра «Современник», поставили монументальный многометровый столб. Он навязчиво лезет в объективы всем желающим снять одну из немногих красивых панорам Иванова.

А вот вывески аптек должны быть подсвечивающимися по закону, чтобы покупатель смог без труда их отыскать. Но на объектах культурного наследия подсвечивать что-либо запрещено. Так что аптекари в этом случае зажаты меж двух противоречащих требований.

«Огня» в Иванове добавляет реклама наподобие размещенной на здании бывшего «Дома быта» на Шереметевском проспекте: здесь лавочники залепили всё, до чего руки дотянулись. И таких мест по городу можно найти немало. В общем, проблемы две: вкуса у многих владельцев торговых точек маловато, а городские власти не могут справиться с потоком безудержного провинциального креатива.

И. о. начальника ивановского управления по делам наружной рекламы Ксения Колбашева сообщила, что в 2016 году администрация предлагала включить в областной закон статью, предусматривающую более жесткую ответственность за несоблюдение установленных требований к внешнему состоянию и содержанию информационных конструкций. Но до сих пор это так и не сделано.

Так что разобраться с засильем наружки в областном центре не удается. Необходимо ужесточать федеральное и областное законодательство для появление реальных рычагов влияния на собственников. Впрочем, вопрос здесь и в культурном уровне и социальной ответственности владельцев торговых точек и их отношении к родному городу.

 

Евгений Белов, ивановский дизайнер:

- Я бывал во многих городах. Беда общая, но где-то с разгулом рекламы городским властям удается справляться лучше: освобождают от уродливых вывесок хотя бы исторический центр. Этого добились во Владимире, Ярославле…

В Иванове строгий ритм окон старинных особняков и сталинских многоэтажек сбивается разноцветными пятнами светящихся коробов. Полностью закрытый вывесками фасад злоупотребляет вниманием прохожих. Заведения на первых этажах «украшают» чужеродным декором, не свойственным стилю здания. В погоне за заметностью фасады обшиваются цветными панелями, скрывающими фактуру здания и архитектурные элементы, задающие стиль. Горожане видят пыльный пластик вместо декора, который придумал архитектор.

Так относиться к фасадам нельзя. Изменять отношение бизнеса и чиновников нужно и с помощью образования. Архитекторы, дизайнеры, чиновники и представители бизнеса должны исследовать самые проблемные улицы и разработать новую концепцию оформления фасадов и размещения рекламы на зданиях – дизайн-код. Должны быть четкие требования к шрифтам, цвету, материалам вывесок и их размерам. Чтобы изменить облик города, нужно начать с четких правил и добиваться их выполнения.

 

Александр Семененко, ивановский краевед:

- Рекламы на старинных зданиях сейчас многовато. Но замечу, что и до революции торговцы завешивали фасады разномастной рекламой, не особо заботясь о ее художественных достоинствах. Было бы позаметней!

Конечно, нужно вводить более строгие требования, изменяя, в том числе федеральные и областные законы. Но нельзя сказать, что в Иванове ничего не меняется к лучшему. Например, сняли большой экран, который был на доме по адресу пл. Революции, 4. Некоторые владельцы ответственно подходят к сохранению фасадов особняков, как, например, в случае с кафе «#Щастье» по проспекту Ленина, 2б. Хочется, чтобы в дальнейшем в городе появилось больше информации об истории архитектуры. Можно, например, размещать таблички с QR-кодами, содержащими рассказ о конкретном особняке или улице.

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает