Институт развития образования Ивановской области: 85 лет успеха

19 декабря 2017 10:35

В этом году областному Институту развития образования исполнилось 85 лет. За это время в системе образования страны и нашего региона не раз происходили перемены. Но Институт развития образования (в прошлом - Институт усовершенствования учителей) всегда был оплотом педагогики и методики преподавания разных предметов. Здесь помогали и продолжают помогать всем, кто имеет отношение к обучению и воспитанию подрастающего поколения: учителям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, преподавате

В ногу со временем

В годы Советской власти институт был призван служить«проводником государственной политики в массы учительства», тем самым воздействуя и на сознание учащихся. В начале Великой Отечественной войны работа была приостановлена, но уже в 1942 году занятия с учителями возобновились. После переезда в здание школы № 26 в 1948 году институт развернул работу по организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов. В связи с переходом к всеобщему политехническому обучению коллектив института организовывал спецкурсы, семинары и практические занятия по основам промышленного производства, привлекая преподавателей технических дисциплин ивановских вузов. Особенностью работы института в 1950-е годы было не только распространение передового педагогического опыта, но и формирование новой образовательной среды.

60-е годы ознаменовались многочисленными экспериментами: произошел переход от всеобщего семилетнего к восьмилетнему, а затемик всеобщему среднему образованию. Всё это требовало внимания к системе подготовки не столько учителей, сколько руководителей и сотрудников отделов образования, методических кабинетов и школ. Ежегодно проводились сотни тематических семинаров в городах и районах области. Только в 1965-66 учебном году методисты института более 400 раз посетили школы области, познакомились с работой более 500 учителей, проанализировали 1700 уроков.

Перемены и реформы

В 1973 году институт переместился в комплекс зданий на Большой Воробьёвской улице, где могли одновременно заниматься до 900 человек. Это позволило существенно улучшить работу института, обеспечить педагогов знаниями, необходимыми для создания кабинетной системы, использования технических средств обучения, для проведения эксперимента по трудовому обучению старшеклассников текстильным профессиям, а также для разработки эффективных методов воспитания детей в школе и вне ее.

Ректор института Марина Дмитриева

Следующее десятилетие работы во многом определялось политизированными задачами, которые ставилоМинистерство просвещения СССР. Однако нельзя забывать и о том, что в 80-е годы проводилась реформа общей средней и профессиональной школы, обновлялись программы по всем учебным предметам, были введены новые предметы: «Этика и психология семейной жизни», «Основы информатики и вычислительной техники». Значительное внимание преподаватели института уделяли деятельности методических объединений учителей в образовательных учреждениях городов и районов. Они были уверены в том, что самым важным в любые времена является педагогическое мастерство, которое формируется непосредственно на рабочем месте учителя − в той творческой атмосфере, которую он создает сам. Институт оказывал помощь в создании уроков, в совершенствовании методики обучения и воспитания.

В конце 80-х в связи с перестройкой всей системы школьного образования существенные изменения произошли и в сфере повышения квалификации. Одним из основных направлений работы института стало обеспечение непрерывности в процессе профессионального образования, в котором повышение квалификации было одним из важнейших звеньев.

После распада СССР для Института наступили непростые времена: руководство ОблОНО без всяких обоснований заявило, что деятельность Института усовершенствования учителей не удовлетворяет возросшим требованиям реформирования образования. Тогда на его базе был открыт Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В новом учреждении появился Ученый Совет, кафедры, как в вузах. Кабинет информатики и вычислительной техники был преобразован в областной центр информатизации образования. Заработали психологический центр, лаборатория региональных проблем образования, совет по опытно-экспериментальной работе и научно-производственный центр обеспечения школ учебно-методическими комплексами, инновационный центр и др. Преподаватели и методисты стали чаще проводить выездные курсы, институт выстраивал более тесные контакты с руководством районных отделов образования и муниципальных методических служб. Местные власти, в свою очередь, содействовали введению дистанционного обучения учителей.

Миссия – в непрерывном развитии и совершенствовании

К концу первого десятилетия XXI века институт получил статус автономного учреждения и сменил название, которое отразило суть перемен в содержании работы и выразило основную миссию учреждения: Институт развития образования Ивановской области (ИРОИО).

В 2009 году его возглавила Марина Дмитриева. Под ее руководством Институт начал динамично развиваться: появилось новое оборудование для обучения, слушателями стали  представители педагогической общественности других регионов России и стран ближнего зарубежья, расширилась сфера международного профессионального сотрудничества. Институт включился в разработку и реализацию инновационных проектов и творческих инициатив: совместно с региональным отделением российского общества «Знание» был проведен целый ряд мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, с региональным отделением Ассамблеи народов России реализуется уникальный проект «Ивановский край в многонациональной России».

Расширился спектр деятельности ИРОИО (образовательная, научно-исследовательская, научно-методическая, организационно-коррекционная, экспертная, редакционно-издательская) и круг партнеров, взаимодействие с которыми позволяет постоянно совершенствовать программы курсов. Институт является членом Российского общества преподавателей русского языка и литературы, активно сотрудничает с ассоциациями учителей-предметников и классных руководителей, принимает участие в проектах Российской академии образования, Федерального института развития образования,  проводит мероприятия в рамках Федеральной целевой программы развития образования Российской Федерации.

Институт курирует работу пилотных и стажировочных площадок, на базе которых слушатели осваивают образовательные практико-ориентированные модули программ повышения квалификации и переподготовки. По инициативе сотрудников ИРОИО организованы уникальные научно-методические лаборатории: «Инновационные технологии в образовании», «Проблемы развития сельской школы», «Оценка качества образования», «Менеджмент воспитания», «Духовно-нравственное воспитание». В Институте действует Центр языковой и культурной адаптации иностранных граждан, одно из направлений деятельности которого - формирование у педагогов компетенций, необходимых для эффективной работы в многонациональной среде образовательных организаций региона. Учебно-методический центр обеспечения безопасности жизнедеятельности помогает в организации безопасной среды для детей, а детский Центр развития «ИРОШКА» по праву считается территорией творческой свободы длядошколят.

В стенах ИРОИО развернуты музейные экспозиции «История развития системы образования Ивановской области» и «Большой ретроурок: играем и путешествуем», которые посещают не только учителя, но и ученики школ города и области.

Среди социальных партнеров Института не только известные издательства («Просвещение», «Дрофа», «Мнемозина», «Златоуст»…), которые присылают новейшие учебные пособия для экспертной оценкии апробации в образовательных учреждениях области, но и поставщики учебного оборудования. Преподаватели Института являются экспертами по многим современнымучебным программам, проектам, ориентированным на инновации в области образования и обеспечение эффективного введения федеральных государственных стандартов.

Воспитать достойных граждан

Результат работы Института сегодня − ежегодно обновляемые программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обучение по модульно-накопительной системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений разных регионов России, доклады на международных, всероссийских, межрегиональных конференциях, форумы педагогов в Ивановской области, статьи в научных сборниках и журналах.

Но самое важное – уверенность учителей в том, что коллектив Института окажет действенную поддержку в трудных ситуациях, которых не избежать в эпоху экономических преобразований, инноваций и стремительной технической модернизации. Современная Россия нуждается в умном человеке. А формирование его личности – дело Учителя, чье мастерство определяется непрекращающимся ни на миг развитием. Именно на это ориентирована вся деятельность сплоченного коллектива единомышленников Института развития образования Ивановской области.

С юбилеем, Институт!

Читайте также
В Иванове юные инспекторы за три минуты рассказали со сцены о важности ПДД
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей