Доярка – профессия дефицитная?

12 декабря 2017 16:27

Даже жилье и городские зарплаты не привлекают молодежь в сельское хозяйство

Из воспоминаний о колхозе – холод и сырость

Елена Сушина была дояркой СПК «Афанасьевский» Шуйского района. Проработав в хозяйстве 18 лет, 36-летняя симпатичная женщина два года назад уволилась и устроилась на автозаправочную станцию в Палехе.

 ...С утра застал Лену дома. Эту квартиру в Афанасьевском Сушины купили в 2003 году по целевой программе «Социальное развитие села», участниками которой, как известно, становятся самые достойные молодые работники хозяйств и социальной сферы.

«Я в восемь утра приехала с автозаправки, – сообщила хозяйка. – Работаю сутки, трое – отдыхаю. Тяжело, но нет никакого сравнения с фермой, на которой я потеряла здоровье. От холода, сырости и перенапряжения у меня стала болеть спина, два раза случилось воспаление легких. Из-за этого и ушла из колхоза».

Муж Юрий тоже уволился из хозяйства, хотя еще нынешним летом пас колхозное стадо. Сегодня он трудится на пункте шиномонтажа в Шуе. Без стабильного дохода семье нельзя: старшей дочери (она учится в шуйской гимназии) – 16 лет, сыну – 12. Остался и небольшой долг по выплатам личного взноса по федеральной программе.

Елена Сушина еще на Афанасьевском комплексе (2014 год).

«Я на ферме с 15 лет, сразу после девятилетки, – рассказывает Елена. – Мама всю жизнь работала дояркой (она тоже ушла из колхоза – в швейный цех), отец был пастухом, лучшим в колхозе. Когда его не стало, надо было помогать семье (у родителей – трое детей). В 20 лет вышла замуж, держали корову, бычка. Собственно говоря, у нас и выбора-то не было: мы оба из колхозных семей и не знали другого пути».

На новом месте, говорит бывшая доярка, приняли хорошо: «Но с коллегами по ферме я попрежнему общаюсь, у нас замечательные отношения. Мы всегда друг за друга горой стояли».

Доярка «Афанасьевского» Татьяна Игнатьева живет в одном доме с Сушиной. В шесть утра уже побывала на утренней дойке. «Что и говорить, – подтвердила она, – условия труда на ферме тяжелые. Да, есть молокопровод, навозоудаление, но рулоны с сеном руками разматываем и комбикорм таскаем от порога к стойлам. Я 24 года в сельском хозяйстве, два года до пенсии осталось. Идти уже некуда».

«Надо детей поднимать, им по 7 и 12 лет. Вот и держусь за ферму», – говорила мне еще три года назад другая доярка этого же хозяйства, Ольга Толкачёва. «Мы не можем похвастать хорошими условиями труда на ферме, – признавался тогда председатель Владимир Воронин. – Комплекс на 800 голов был построен в 1970-е годы и сориентирован на беспривязное содержание коров, но в 1982-м все три двора переоборудовали на старую технологию».

Главное для молодых – жилье и детсад

Условия труда на комплексе, лично убедился в этом, суровые, особенно зимой. Но доярки держатся за хозяйство, так как в Афанасьевском есть современное жилье с газом, а в селе – почти городская инфраструктура: ведь «Афанасьевский» – одно из лучших хозяйств Шуйского района. Это бывший колхоз-миллионер имени Горького. Здесь в свое время, при председателе Николае Петрачкове, выстроили агрогородок: многоквартирные дома, Дом культуры, котельная, которую позднее перевели на газ (эти объекты до сих пор на балансе колхоза), новый детский комбинат и даже спортзал. Правда, последний сейчас стоит с заколоченными окнами: его взял на баланс район, но никак не может отремонтировать.

«Мне 28 лет, а я уже имею собственное благоустроенное жилье, которое пять лет назад купил для своей семьи (у меня двое детей) у колхоза по федеральной программе, – говорит самый молодой механизатор СПК Михаил Осипов. – Город рядом, но меня в родном селе всё устраивает. Вот только бы запущенный спортзал возродить».

Главный экономист СПК Таисия Петрачкова (вдова знаменитого председателя) говорит, что собственное жилье и сегодня помогает хозяйству решать проблему кадров: «У нас большинство специалистов и работников живут в колхозных квартирах с удобствами. А пять молодых семей, в том числе и Сушины, выкупили жилье у хозяйства, став участниками программы «Социальное развитие села». Сегодня, продолжает главный экономист, у этой программы – новое название и новые условия: жилье надо не покупать, а строить, его приобретение на вторичном рынке запрещено. Это серьезно ударило по возможности привлечь в хозяйство молодых специалистов.

Никакого конфликта с Сушиными, считает Таисия Степановна, нет. Наоборот, их долг государству (60 тысяч рублей) выплатило хозяйство: «Мы надеемся, что Юрий летом отработает у нас пастухом и его погасит».

Но проблема кадров обостряется с каждым годом. «Колхоз стареет. Из 97 его работников молодых едва десяток наберется. Остальные, особенно специалисты, – пенсионного и предпенсионного возраста. Я сама уже здесь работаю 47 лет», – говорит Таисия Петрачкова.

Нужно модернизировать животноводство, строить современный комплекс с доильным залом, покупать новую технику, поднимать зарплату, которая, к примеру, у доярок меньше 15 тысяч рублей. «Я на заправке получаю примерно столько же за работу в теплом помещении, и свободного времени для детей море», – говорит Елена Сушина.

Вложить такие большие средства в модернизацию и взять длинные кредиты «Афанасьевский», как и большинство других хозяйств, не может. Без увеличения федеральной гос поддержки, в том числе по программе устойчивого развития сельских территорий, не обойтись.

Не привлекает даже городская зарплата

Справка
По данным департамента сельского хозяйства, вакансии есть во всех хозяйствах Шуйского района. К примеру, «Центральный» ищет главного зоо техника с окладом в 20 тысяч рублей и техника по воспроизводству стада (15 тысяч), «Перемиловский» – зоотехника-селекционера, доярку и механизатора. Даже сельхозпредприятие Николо-Шартомского монастыря нуждается в кадрах. Здесь требуются два механизатора. Обязательно непьющие.

В палехском хозяйстве «Рассвет» – самое большое в области количество вакансий: 11. Но здесь рассчитывают не на оплату наемного жилья, а на программу устойчивого развития сельских территорий (то есть строительства нового жилья для молодых). Палехские «Подолино» и «Паново» тоже ищут работников.

«У нас высокотехнологичное хозяйство с новейшими молочным комплексом и парком техники. И с жильем вопросы решаем, но молодежи всё равно мало, – признается главный бухгалтер племзавода «Ленинский путь» Пучежского района Галина Фомичёва. – Мы предлагаем доярке зарплату 20 тысяч рублей, но в животноводстве есть текучка кадров. Надо говорить о потере престижа сельскохозяйственных профессий».

Даже в самом аграрном районе – Гаврилово-Посадском – дефицит кадров на селе. К примеру, в «Рассвет» требуются ветврач, агроном, зоотехник, доярки, механизаторы, водитель. «Заре» и «Авангарду» нужны ветврачи.

«После возведения комплекса в Шельбове с доильным залом и новых ферм в Осановце и обновления полевой техники желающих работать у нас немало, – сообщает инспектор по кадрам племзавода имени Дзержинского Ольга Щапова. – Молодежь к нам идет, просятся из других хозяйств района и области, где финансовое положение неустойчивое». Всё же есть свет в окошке бесконечных проблем российского села.

Конкретно
Самую низкую зарплату специалиста в хозяйствах области предлагает приволжский МУП «Волжский», где зоотехнику обещают всего 10 тысяч рублей. Зато двум механизаторам и двум дояркам – по 20 тысяч.

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю