Коррекционные школы: новый виток развития

22 августа 2017 16:38

Приемка учреждений к новому учебному году идет полным ходом. В этом августе сроки приемки сокращены и специалистам всех уровней приходится торопиться. Серьезных претензий у членов комиссий нет. Есть и те школы, которые приняты совсем без замечаний. Вместе с начальником департамента образования Ольгой Антоновой «ИГ» проинспектировала два учреждения: коррекционные школы в Кохме и Иванове.

Домашняя атмосфера маленькой школы

Выбор именно коррекционных школ не случаен: департамент уделяет этим учреждениям особое внимание. В последние пять лет количество обучающихся в них значительно выросло. «Сегодня ранняя диагностика, - рассуждает начальник департамента образования региона Ольга Антонова, – помогает родителям выявить особенности в развитии или здоровье ребенка, вовремя осознать это и принять решение об обучении в  коррекционной школе».  

Сейчас в регионе работает 20 коррекционных школ. Есть среди них и маленькие, уютные учреждения как, например, кохомская школа, и настоящие гиганты, как Ивановская школа-интернат № 3.

В кохомской школе приемка была на днях. Директор Людмила Тарасова вздыхает: без замечаний пожарных не обошлось, теперь надо исправлять. Здание коррекционной школы – бывший детский сад. Он совсем небольшой по площади, бывает тесновато даже для нескольких десятков воспитанников. Но здесь царит домашняя атмосфера, которая так важна особенным детям. В небольших кабинетах учатся по 12-15 человек.

Главные задачи, которые ставит перед школой директор, – научить детей что-то делать своими руками и ориентироваться в обычном мире. Поэтому школьные мастерские постоянно модернизируются: например, к новому учебному году было закуплено несколько швейных машинок, пополнивших и так солидный «парк» техники. Рядом со швейной мастерской расположилась созданная два года назад комната социально-бытового обслуживания, где дети учатся стирать белье, готовить еду и мыть посуду.

Учимся разговаривать с помощью зеркала

Преобразился и кабинет логопеда, в котором используются специальные технологии для работы с детьми. Здесь есть особое зеркало для того чтобы ребенок, сидя рядом с преподавателем, мог сравнивать свою артикуляцию с той, которую показывает логопед. «В этом году мы разместили для воспитанников специальное расписание в картинках, где показано, что и как нужно делать», - говорит Людмила Михайловна.

Но настоящей гордостью школы является комната «Волшебный мир», где можно слушать музыку, смотреть на звездное небо, наблюдать за рыбками в аквариуме, рисовать песком и многое другое. Для детей такие «минутки релакса» просто необходимы.

К новому учебному году в школе выполнен косметический ремонт, поменяны батареи в некоторых кабинетах, в столовой оборудована новая вытяжная система вентиляции, закуплена новая посуда и специальная сумка-холодильник для переноски вакцин из больниц в медкабинет.

Конечно, есть и специфические проблемы: например, отсутствие врача-психиатра, а он для особенных детей очень требуется. «Хочется, чтобы ребята (учеников в этом году – 73 человека) играли в волейбол на современном покрытии»,  - говорит Людмила Михайловна.

Педагоги школы в один голос говорят: учреждение преображается. Изменения начались несколько лет назад с приходом нового директора, Людмилы Михайловны. Кстати, Людмила Тарасова по итогам Всероссийского конкурса стала одним из 80 лучших директоров школ России. О своем учреждении она может говорить бесконечно: видно, что это дело ее жизни.

Город для особенных детей

Коррекционная школа-интернат № 3 – учреждение другого плана. Оно напоминает настоящий город, жители которого – особенные дети. О том, как им здесь живется, говорит хотя бы тот факт, что ребята прибегают в интернат даже летом, в каникулы, когда им становится скучно дома.

«Родители особенных детей тоже нуждаются в помощи, - говорит директор Татьяна Фролова. – Часто взрослые не знают, как им поступить: отдать ребенка в обычную школу или привести к нам. Бывает, я рассказываю мамам и папам по телефону об особенностях обучения в нашей школе, о плюсах и минусах. Родители стремятся отдать детей в обычную школу, но всё равно потом приходят к нам. У нас созданы все условия для обучения и воспитания особенных детей: индивидуальный подход к каждому ребенку, с детьми работают педагоги-специалисты в области коррекционной педагогики и дефектологии».

В комплексе зданий есть всё необходимое для 145 учеников - от учебных классов до спален и даже обширного зимнего сада с большим аквариумом. Недавно отремонтировали фойе. Теперь, попадая сюда, чувствуешь себя, словно в дорогой гостинице. На стенах – современная плитка, перила лестниц – кованые, а широкие коридоры раскрашены в разные цвета. «Мы старались соблюсти правило: в кабинетах покрасили стены в спокойные цвета, которые настраивают на учебу, помогают сосредоточиться, - рассказывает директор. – А в коридорах, наоборот, дети должны немного расслабиться на переменах, поэтому они у нас – яркие».

Каждая спальня руками детей украшена по-особенному. Например, есть комната космонавтов, где на стенах красуются звезды и планеты. Есть морская – тут в рамках висят морские узлы, а над кроватями – спасательные круги. В «аквариумной» спальне можно любоваться на рыбок и дельфинов…

Конечно, как и везде, здесь есть и свои проблемы. Главная, о которой из года в год говорит директор, это то, что школе нужны новые помещения. Теперь же, когда особенных детей с каждым годом становится всё больше, вопрос дополнительных метров встал остро даже в таком большом интернате (его площадь – около 12 гектаров).

Еще одна проблема – отсутствие спортивной площадки. Сейчас во дворе школы дети могут играть разве что в футбол (и делают это с огромным удовольствием), а хотелось бы, чтобы появились разные спортивные снаряды. Директор надеется, что со временем сможет порадовать своих воспитанников и новой площадкой.

Школу проверяющие приняли без единого нарекания.

 

В тему

Ивановская область получит грант на поддержку детей с расстройством аутистического спектра

Регион в 2017-2018 годах получит грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию мероприятий для детей с расстройством аутистического спектра.

Ивановской области будут выделены 3,1 миллиона рублей в текущем году и 7 миллионов – в следующем. На средства гранта планируется создать региональный ресурсный центр по оказанию помощи особенным детям и воспитывающим их семьям. Кроме того, на базе двух коррекционных школ № 2 и № 3 в Иванове будут созданы ресурсные классы для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024