Секретная экспедиция, или О том, как кайры Мурманск спасли

25 июля 2017 16:28

Гуси, как известно, спасли Рим. А вот Мурманску в годы Великой Отечественной помогли кайры – птицы, лишь немного меньших размеров, чем гуси. В охране уникальной военной миссии, поддержавшей жизни тысяч людей, участвовал и наш земляк

Дивизион кораблей для перевозки… яиц

В 1942 году осажденный Мурманск испытывал серьезные затруднения с доставкой населению и бойцам Красной армии продовольствия. Голод уже не «стучался», а вовсю хозяйничал на территории города и его оборонительных рубежах. И в это время в комитет по обороне Мурманска пришел руководитель природного арктического заповедника на Новой Земле, биолог и орнитолог Лев Белопольский. Его слова буквально ошарашили суровых военных.

На Новой Земле множество птичьих базаров, говорил он. Там лежат миллионы крупных, вдвое больше куриных, яиц кайр. Их не так трудно собрать, погрузить в суда и доставить в Мурманск. Было принято решение создать специальную оперативную группу, Шестой особый дивизион кораблей из четырех сейнеров, спешно оборудованных для перевозки столь хрупкого груза и вооруженных небольшими пушками. К сожалению, боевого сопровождения дивизиону выделить не смогли, так как флот нес огромные потери в борьбе с самолетами, подводными лодками и крейсерами – рейдерами противника.

…Эту историю мне рассказал Эдуард Брагинский, в то время командир спецотряда морской пехоты Северного флота. Познакомился я с ним в… деревне Кузнечиха Заволжского района, где он жил. Тогда еще вполне крепкий, подтянутый 80-летний морпех делал по утрам интенсивную зарядку, бегал купаться на Меру, угощал меня, случайно забредшего во время «грибной охоты» в эту Богом забытую деревню, вкуснейшей вяленой рыбой и дивной ухой из карасей. Брагинский узнал, что во время срочной службы на эскадренном миноносце «Ожесточенный» я не раз бывал на Новой Земле, в ее многочисленных бухтах. Радости его не было предела. Так бывает, когда встречаешь родственную душу и хочется излить ей многое из накопившегося.

Ценный груз обмакивали в парафин

Первую остановку корабли группы Белопольского сделали в бухте Безымянной, где над морем навис один из самых больших новоземельских птичьих базаров. Слева и справа стометровыми стенами высились скалы. Над бухтой стоял неумолчный крик птиц. Команда, набранная из моряков и солдат, в основном уроженцев гор и знакомых со скалолазанием, приступила к работе.

Сразу же была разработана целая технология. Производственной единицей по сбору яиц стала группа из четырех человек: двоих, кто покрепче, – чтобы держать за веревку, двоих, кто полегче, – сборщиков. Пока одни ползали по уступам, другие принимали ведра с яйцами, мыли их, опускали в воду. Если яйцо тонуло – стало быть, оно годилось для длительного хранения. Такие обмакивали в расплавленный парафин и укладывали в ящики на стружки.

Спустя четыре дня после начала работы их обнаружил фашистский самолет-разведчик «фокке-вульф». Он долго кружил в небе, фотографировал прижавшиеся к скалам суда, палатки на берегу, шест радиостанции, уже внушительный склад ящиков под открытым небом…

Ценный груз спешно погрузили в трюм «Исследователя», палатки сняли, радиостанцию демонтировали. Работы продолжили, но корабли укрыли в бухте Архангельской. Прилетевшие на следующий день два фашистких самолета не обнаружили следов экспедиции. Тем не менее они сбросили несколько бомб на место, где располагался лагерь, подняв в воздух множество черно-белых птиц, тучей скрывших и место разрывов, и птичий базар, и саму бухту.

Молоко получали из желтков

Жили промысловики по жесткому распорядку военного времени. В шесть утра – подъем, в семь – на работу. Обедали супом из кайр, добавляли в него белок яиц, морские водоросли (они отбивали запах рыбы, которым было пропитано мясо птиц). Из желтков делали «птичье молоко», размешивая их в горячей воде – получалось самое настоящее, чуть желтоватое, но очень питательное молоко.

«В самый разгар этих работ на Новой Земле я получил приказ прибыть туда во главе спец отряда морской пехоты и обеспечить охрану экспедиции, – рассказывал Эдуард Брагинский. – О том, насколько важное значение ей придавало командование Северного флота, говорил хотя бы вот такой факт. Мой отряд в 1942 году занимался поиском и уничтожением тайных баз немецких диверсантов, во множестве устраиваемых на необитаемых островах Северного Ледовитого океана. Вот почему за «Исследователем», трюм которого доверху был наполнен ящиками с яйцами кайр, пришел сторожевой корабль конвоя, а на нем прибыло подразделение морских пехотинцев Северного флота. Была опасность высадки десанта немцев и попытки уничтожения лагерей сборщиков яиц».

Морские пехотинцы оборудовали посты наблюдения и обороны в районе четырех птичьих базаров, установили зенитные пулеметы, обеспечили дозорное охранение бухт на маленьких, вертких боевых катерах. Операция «Кайры» принимала широкий размах и истинно флотскую основательность.

Первая партия груза была доставлена благополучно. После ухода «Исследователя» за яйцами направили траулеры «Камбала» и «Осетр».

Немцы «расстреляли» птичьи базары

Однажды работающие на складах люди увидели всплывшую в бухте Архангельской немецкую подводную лодку – всего в пяти кабельтовых от берега. «Альпинисты» замерли, стараясь слиться со скалами. Они отчетливо видели, как немецкие матросы ходили по палубе, рассматривали в бинокль скалы и берег. «Камбалу» и «Осетра» они не заметили: оба корабля стояли глубоко в бухте, куда подлодка не рискнула зайти.

Моряки усилили наблюдение за прибрежной полосой. А на рассвете следующего дня немецкие разведчики на двух шлюпках высадились в Архангельской. Произошел скоротечный бой, в ходе которого и диверсанты, и их шлюпки были уничтожены морскими пехотинцами. Выпустив по птичьему базару десятка полтора снарядов из небольшой пушки, закрепленной на носу лодки, вражеская субмарина исчезла. Следом от фашистов ожидали рейдерскую группу.

«Под покровом ночи «Камбала» и «Осетр», на которые были погружены добытые яйца, всё оборудование и снаряжение Шестого особого дивизиона ушли из бухты Архангельской, перебазировавшись сначала на птичьи базары острова Междушарский, а затем мыса Желание. Немецкие подводные лодки почти сразу же после ухода отряда Белопольского артиллерийскими ударами разрушили птичьи базары бухты Архангельской и еще несколько, расположенных южнее».

Для охраны сборщиков выделили две подлодки

…Уже три корабля доставили ценный груз в Мурманск. Погода между тем испортилась, пошли дожди со снегом. Размокший птичий помет сделал скалы скользкими, и уже несколько промысловиков сорвались в свинцовые воды, найдя свою смерть под черными скалами.

Люди устали. От тяжелого труда, холода, ожидания опасности в виде внезапных обстрелов вражескими кораблями. Немцам удалось потопить сейнер «Хибины» с грузом яиц, когда он уже входил в Белое море. Потеря была велика, и командование Северного флота направило в Печёрское море две подводные лодки встречать корабли Шестого особого дивизиона. В том числе и знаменитую Щ-402, о славном боевом пути которой и гибели в Байдарацкой губе после схватки с немецкими эсминцами «Ивановская газета» когда-то рассказывала в очерке «Хранит тайну Карское море». На этой лодке служил рулевым – штурманским электриком кинешемец Виктор Порохов.

Операция «Кайры» завершилась успешно. В Мурманск было доставлено несколько миллионов штук яиц, каждое из которых, напомню, было вдвое больше куриного. Голодающие жители Мурманска, экипажи подводного и надводного флота, бойцы действующей армии получили высококалорийное питание, спасшее жизни немалого количества людей. Командир Шестого дивизиона кораблей Лев Белопольский был отмечен орденом Ленина. Боевые награды получили и многие промысловики и бойцы спецотряда морской пехоты, в том числе и Брагинский. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Послесловие
Лев Белопольский вернулся на Новую Землю уже после войны – он занимался восстановлением уникальных птичьих базаров, разрушенных артиллерийскими снарядами немцев, вел научные исследования. В то время ему приходилось бороться с совсем уж необычными «диверсантами». Дело в том, что разгром птичьих базаров кайр вызвал нашествие их злейших врагов – агрессивных чаек-бургомистров. Они силой сгоняли кайр с мест гнездования и уносили их яйца. Группе орнитологов пришлось с помощью пневматических винтовок отгонять и уничтожать чаек-бургомистров, пока популяция кайр не обрели, так сказать, необходимые мощь и количество.

Александр ЩЕЛКОВ

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает