От «Музея мыла» до «Обручального кольца»

7 июля 2017 12:31

В последнее время в области активно развивается бизнес, связанный с туристической отраслью. Появляются гостевые дома, частные музеи, экологические маршруты. Мы побеседовали с организатором турпроекта «Шуйская мыловарня» Татьяной Кульвановской.

Экспонаты искала по барахолкам

 - Татьяна Сергеевна, чем занимается ваша фирма? С какой целью она была создана?

 - Компания появилась для продвижения экскурсионных услуг Музея мыла, который я организовала ранее, и для оптовой реализации мыла, которое мы создаем по старинным рецептам. Как известно, Шуя издавна развивалась как город мыловарения. И в 1781 году императрица Екатерина подарила городу герб с изображением этого товара.

 - Расскажите о музее.

 - Музей мыла города Шуи – подразделение Центра развития познавательного туризма «Шуйское мыло». Идея его создания пришла ко мне 17 лет назад. Тогда я побывала в американской Атланте, посетила, в частности, музей кока-колы и подумала: а почему бы в Шуе, где мыловарение было исконным производством, не создать музей мыла? Стала проводить научно-исследовательскую работу, собирать экспонаты. К слову, они весьма недешевы. Так, одна коробка из-под старинного зубного порошка стоила на черном рынке тысячу рублей. Редкий граненый флакон изпод одеколона известной фирмы «ТЖ» в антикварной лавке предлагали за десять тысяч, но я сумела сторговать за тысячу (когда увидела, сразу решила, что без него не уйду). Состояние будущего экспоната оказалось вполне хорошим: этикетка сохранена. Пробка, правда, скорее всего, чужая.

Все выходные в те годы я ездила по барахолкам, антикварным лавкам и собирала экспонаты. Многое нашла на рынках в Москве – там столько старинных вещей, что можно не один музей собрать. Только благодаря терпению и поддержке моей семьи и состоялся этот проект.

 - По какому принципу подбирали экспонаты?

 - В музее представлены вещи, связанные с мыловаренным промыслом. Но глядя на некоторые из них, иногда даже трудно догадаться, как они связаны с этим производством. Есть экспонаты, посвященные истории гигиены. Так, внимание посетителей часто привлекает старинный рукомойник XIX века из дворянского гнезда Шуйского уезда. Есть предметы из общественной прачечной. Интересные сведения мы собрали и о гигиене в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Очень гармонично вписалась в экспозицию и выставка изделий конкурса резьбы по мылу: храмы, цветы, один из участников вырезал портрет Путина…

 - А помощь от местных властей была ощутимой?

 - Я бы так не сказала. В 2009 году, когда всё было готово к открытию музея, я обратилась в администрацию с просьбой предоставить помещение на условиях некоммерческой аренды. Но мне отказали, сославшись на то, что начинание частное. К сожалению, это значительно отсрочило открытие музея. Зато большую помощь оказали друзья и многие жители города. Так, знакомые художники бесплатно помогли создать экспозицию. Некоторые шуяне, узнав о создании музея, приносили старинные вещи. Один из стеллажей нам пожертвовала фирма по торговле алкогольной продукцией.

На свои деньги я построила двухэтажный дом, в котором и организовала музей. Пришлось влезать в долги. В 2015 году автономная некоммерческая организация «Шуйское мыло» было зарегистрировано и музей открылся.

Мастер-классы теперь не проводит только ленивый

 - Кто вы по образованию, связана ли как-то ваша специальность с организованным бизнесом?

 - У меня два высших образования: иностранные языки и экономическое. Кроме того, я училась по президентской программе подготовки кадров для предприятий народного хозяйства. Более 15 лет проработала на «Шуйских ситцах» и других предприятиях области, в том числе руководителем службы маркетинга. Зарплата на руководящих должностях по шуйским меркам была приличная, что во многом и позволило создать музей. Но с работы пришлось уйти, так как музей требовал всё больше и больше времени.

 - Не страшно было уходить в свой бизнес?

 - Конечно, рискованно. Но пришлось выбирать. Работа в Иванове не оставляла времени на детей. Старшая дочка оканчивала школу (кстати, с золотой медалью, сейчас учится в Москве в финансовом университете при российском правительстве), сын был в начальной школе.

 - Конкуренция в вашей сфере есть?

 - Пока занималась созданием музея, рынок шуйского мыла оказался поделенным. Эту тему, что называется, «замылили». Мастер-классы по изготовлению душистого товара не проводит только ленивый. Так что конкуренция очень жесткая. Но этому я могу противопоставить очень интересную, грамотную экскурсию в нашем музее: за 17 лет накоплен богатый материал по историческим фактам и этапам развития химии в мыловарении. Есть у нас свои изюминки и в мастер-классах.

Помыться и… почитать стихи

 - Вы только на начальном этапе развития. Ваш бизнес окупается?

 - Музей мыла сейчас работает только по субботам и воскресеньям. Чтобы предприятие было окупаемым, необходимо больше туристов, организованных групп. Недавно, например, приезжали байкеры. Но пока за месяц у нас два-три групповых посещения.

Примечательно, что как только мы открылись, первыми в музей заявились конкуренты. К сожалению, сейчас в нашей стране механизмы защиты интеллектуальной собственности не разработаны или действуют очень слабо.

Пока наибольшую прибыль нам приносит оптовая продажа «Шуйского мыла».

 - Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

 - О производстве мыла данной марки я договорилась с одной из фирм, издавна работающей на рынке. В магазине «Шуйское мыло» стоит дорого: 200 руб лей за кусок. Так как при его изготовлении используются натуральные ингредиенты, то оно мягче, ароматнее и нежнее обычного. В основном его покупают туристы, посещающие Ивановскую область.

Мы разработали несколько линеек – каждая имеет свою историю. Так, «Царское» мыло в своем составе содержит апельсины с корицей. Как-то Александр II посетил Шую со своим наставником Жуковским. Когда наши купцы узнали, что цесаревич очень любит апельсины, то в каждом доме стали выкладывать апельсиновые дольки – для создания особого запаха. Корица, тогда также недоступный для простых крестьян продукт, в сочетании с этим цитрусом придает мылу особый аромат.

Для линейки «Палехская шкатулка» художники рисовали шкатулочки, которые дизайнер переложил на этикетки. Линейка «Поэтическое» посвящено трем поэтам, связанным с нашем краем: Бальмонту, Цветаевой и Серебрякову. На этикетке размещены цитаты из их стихотворений.

При производстве «Шуйского мыла» мы используем старинные рецепты, но пока еще не добились полного воссоздания дореволюционной рецептуры.

 - Где реализуете это мыло?

 - У нас заключены договора с торговыми точками в Иванове, Владимире, Москве.

Туристов пугают плохие дороги

 - Как продвигаете продукты «Шуйской мыловарни»: музейные экскурсии и мыло?

 - Всеми доступными сейчас для нас средствами. Мы очень активно представлены в Интернете, у нас есть свой сайт, а в соцсетях свои группы. Недавно мы приняли участие в выставке «Интурмаркет-2017», которая проходила в Москве. Ее организаторы оказали нам большую поддержку и даже предоставили стенд. Многие узнали о нас.

 - Какие на данном этапе проблемы с развитием проекта?

 - Как я уже говорила, мы заинтересованы в посещении музея группами туристов. В основном пока ориентируемся на иногородних. К нам приезжают гости из Москвы, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода, Костромы. Но путешествие, например, из столицы иногда занимает 10 часов из-за плохих дорог, пробок…

 - С туроператорами работаете?

 - С ивановскими практически нет. Мы обращались к ним, но они отвечают, что посещение музея стоит дорого. Налаживаем сотрудничество с москвичами. Уже есть договоренность о включении нашего музея в следующий каталог.

 - В каком направлении планируете развивать проект «Шуйская мыловарня»?

 - Мы разработали туристические маршруты «Мыльная опера по-шуйски» и «Обручальное кольцо России» – экскурсии по городам Ивановской области. Есть и еще идея. Всем известно, что один из брендов Иванова – Город невест. Поэтому предложение властей по созданию памятника невесте нашла у меня бурный отклик. Кстати, можно сделать этот памятник в виде обручальных колец и разработать турпроект как свадебное путешествие с возобновлением традиций свадебных обрядов. Но эта идея требует координации на областном уровне. Думаю, что затраты на это небольшие, а отдача будет высокая.

Читайте также
В Иванове закончился отопительный сезон
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет