Как Михаил стал Митрофаном
Будущий святой – наш земляк. Родился он 6 ноября 1623 года в селе Антилохове современного Савинского района Ивановской области (оно находится почти на границе с Владимирской областью) и при появлении на свет получил имя Михаил. Профессор ИвГУ Кирилл Балдин предполагает, что родом он из среды провинциального русского духовенства. Село Антилохово, где Михаил увидел свет, впервые упоминается в документах XVI столетия. В те времена оно числилось за суздальским СпасоЕвфимиевым монастырем.
Михаил был женат и имел сына. Имя его супруги неизвестно, а сына назвали Иоанном. Местом священнической службы Михаила стало село Сидоровское современного Ивановского района. Церковь, в которой он служил здесь, была освящена во имя рождества Иоанна Предтечи. Этот деревянный храм не сохранился, он обветшал и был разобран, а в 1797 году на его месте построили новый Иоанно-Предтеченский храм, который до сих пор стоит на берегу реки. На сороковом году жизни Михаил овдовел. И тогда он решил принять иноческий постриг, для чего отправился в Золотниковскую пустынь, получив имя Митрофан. Упомянутая пустынь (небольшой монастырь в безлюдном месте) находилась в глухом лесу на берегу речки Золотнички. Здесь до сих пор сохранились руины церквей XVII века, в которых служил Митрофан, они видны с дороги, на которой стоит населенный пункт Тейковского района, который так и называется – Золотниковская пустынь.
В 1665 году Митрофан по просьбе братии Яхромского Космина монастыря, расположенного в селе Небылом нынешнего Юрьев-Польского района Владимирской области, был поставлен игуменом. Там он выстроил новый храм во имя Спаса Нерукотворного. Через десять лет Митрофана поставили во главе Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых. Монастырь еще называли Макарьевским, ибо его основал в 1439 году святой Макарий, Унженский и Желтоводский чудотворец (1349-1444). Тогдашний Патриарх московский и всея Руси Иоаким питал к Митрофану доверие и поручал ему важные дела. Так, в 1677 году Митрофан по поручению Патриарха «обозревал» церкви Юрьевца и окружавшего его уезда.
Рискуя жизнью, заставил Петра I убрать языческие статуи
2 апреля 1682 года Митрофан был назначен епископом Воронежским, он стал первым архиереем на вновь учрежденной кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии. Занимая епископскую кафедру, Митрофан проявил себя как строгий и справедливый пастырь, рачительный и деятельный в хозяйственных и прочих делах. Одной из первых забот Митрофана было построение кафедрального собора в Воронеже. По инициативе владыки возникали новые монастыри. Он обращал пристальное внимание на нравственный облик духовенства. На тех, кто отличался пристрастием к хмельному зелью, владыка налагал епитимью и отправлял в монастыри на покаяние, запрещал на время богослужение. Тех, кто отличался аморальной жизнью, вообще лишал сана.
В 1689 году к власти в стране пришел Пётр I. В это время, трудное для царя и государства, Митрофан оказал всемерную поддержку молодому монарху. Он понимал важность дела, которое задумал молодой преобразователь, осознавал необходимость для России стать морской державой, для чего и пожертвовал немалые церковные средства на строительство двух парусных судов и трех галер.
Однако между государем и святителем случались размолвки. Одна из них описана в имеющейся литературе. Так, в 1700 году царь в очередной раз приехал в Воронеж и пригласил в свой дворец епископа Митрофана. Тот явился по царскому зову, но, увидев у входа статуи обнаженных древнегреческих (то есть языческих с точки зрения православной церкви) богов, поставленных в качестве украшений, возвратился назад. Петр вторично, более настойчиво, пригласил епископа. Тогда Митрофан ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, я не могу войти в его дворец». Петру были свойственны вспышки необузданного гнева, когда он не контролировал ни свои слова, ни свои поступки. Так случилось и на этот раз. Царь приказал: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни».
На угрозы Митрофан отвечал смиренно, но твердо: «В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Под вечер того же дня Пётр услышал мерные удары в большой соборный колокол и, так как в этот день никакого церковного праздника не было, спросил о причине торжественного звона. Митрофан через посланца отвечал: «Понеже мне от его величества сказана смерть, того ради я, как человек грешный, должен перед смертью своей принести Господу Богу покаяние… и для сего я назначил быть всенощному бдению». К тому времени гнев царя прошел. Узнав, что Митрофан готовится к смерти, Пётр велел передать епископу, что его прощает, а заодно приказал убрать не очень приличные статуи. Случай этот представляется из ряда вон выходящим: Пётр почти никогда не поступался своими нововведениями и сделал исключение только для Митрофана, который на другой день явился к царю.
Царь лично нес гроб епископа
Епископ Воронежский умер в 80-летнем возрасте 23 ноября 1703 года. Перед смертью он принимает схиму под именем Макария. Пётр поторопился приехать в Воронеж и оказать усопшему невиданные почести: он сам нес гроб епископа до его усыпальницы. После того как тело Митрофана было опущено в могилу, царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».
В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти (по юлианскому календарю) – 7 августа (Обретение мощей), 4 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября. После установления Советской власти мощи святителя Митрофана были переданы в музей. 3 февраля 1919 года в Митрофановском монастыре особая комиссия, составленная из представителей губисполкома, горисполкома и других учреждений, произвела вскрытие раки Митрофана Воронежского. В 1989 году мощи перенесли в Покровский кафедральный собор Воронежа. В сентябре 2007 года в Воронеже состоялась научная конференция, посвященная 175-летию причисления святителя Митрофана к лику святых.
В Золотниковской пустыни возрождается монастырь
Память о выдающемся религиозном деятеле достаточно широко распространена в нашей стране. А в Воронеже в 2003 году был установлен памятник святителю Митрофану. В настоящее время в этом городе проводятся Митрофановские чтения.
Что касается Ивановской области, то в 2008 году началось возрождение Золотниковской пустыни. Там построен деревянный храм во имя святого Митрофана Воронежского, реконструирован стоявший полуразрушенным братский корпус для жилья монахов, собрана иноческая братия. 20 августа 2011 года руководитель Ивановской митрополии Иосиф освятил там храм Митрофана Воронежского.
Всё большее внимание верующих привлекает место священнического служения святителя Митрофана – Иоанно-Предтеченская церковь в селе Сидоровском Ивановского района. Храм стоит на живописном холме на берегу реки Молохты, и в праздничные дни сюда приезжают паломники со всей области. Кроме того, существует проект установки памятника Митрофану Воронежскому в областном центре – в Зарядьевском сквере.
А значение трудов Митрофана Воронежского заключается в том, что он, говоря словами исполняющего обязанности ректора Воронежской духовной семинарии иеромонаха Иннокентия (Никифорова), «даровал нам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего свое Отечество и стремящегося к его благу».
Добавить комментарий: