Знакомство с отцом Виссарионом
Но сразу замечу: эта статья – не о величайшем подвижнике земли русской, а о продолжателе святого дела и нашем современнике – отце Виссарионе (Остапенко), игумене, насельнике Троице-Сергиевой лавры. Он бесконечно дорог многим прихожанам лавры. Стал когда-то, с момента нашего знакомства, дорогим и мне, приехавшему за сотни километров из Иванова. И теперь всякий раз, когда мне трудно, я вспоминаю отца Виссариона. Его мудрые советы и наставления, его стихи из книги «Лавра святая, родная…».
Мы долго беседовали тогда в его келье о литературе. Узнав, что одна из моих книг – на уфологическую тему, игумен неожиданно посоветовал мне… сжечь ее:
– Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Сожгите и вы! Не искушайте себя и других.
Сказано это было просто и без всякого нравоучительства. Да и упоминание о великом писателе располагало к решительным действиям. Оставшийся тираж книги, пользовавшейся спросом в Иванове, был отправлен в макулатуру: зачем, понял я по возвращении домой, засорять мозги людям небывальщиной, которая исходит, скорее всего, от лукавого?.. А тогда на прощание отец Виссарион подарил мне свои стихи о лавре, ставшей для него за долгие годы проживания родной. Дома, раскрыв книгу, я прочел душевные слова дарственной надписи: «На молитвенную память рабу Божиему Виктору… Многогрешный игумен Виссарион».
Посоветует, как не навредить людям
Несколько лет назад мне довелось побывать на дне ангела отца Виссариона. За столами, сдвинутыми в ряд, сидели близкие ему по духу люди. Звучали стихи, песни, здравицы. Была атмосфера праздника, которая располагала к общению. И я удивился, насколько обширен круг знакомых и друзей отца Виссариона. Веселый гомон сразу стихал, когда раздавался телефонный звонок и трубку передавали имениннику. Часто звонили изза границы – из Бельгии, Канады, других стран. И там, за тысячи километров от лавры, знают и уважают игумена.
А в самом Сергиевом Посаде, в Москве – тем более. Игумена Виссариона любят за доброту и мудрость и считают большой честью быть его духовными чадами. С сердечной болью, с житейскими бедами, с проблемами – к нему. А он, подобно отцу родному, утешит, ободрит, посоветует, как в этом не всегда праведном мире спастись, избежать греха, не навредить людям. И не всякий раз духовные чада сразу поймут мудрый совет. Порой, чего греха таить, обидятся, начинают роптать на батюшку. Но проходит немного времени – и человек начинает понимать правильность и мудрость слов отца Виссариона.
«Забудь…»
Как-то женщина взмолилась: «Не знаю, что и делать, батюшка. Дала взаймы большую сумму денег подруге – без расписки и без свидетелей. А она не отдает долг. Что делать?» Отец Виссарион подумал-подумал и сказал, как отрезал: «Забудь…». Дескать, не трепли себе нервы. Потеряешь здоровье, спокойствие, а деньги всё равно не вернешь. Что тут говорить, мудрость всегда кратка.
О бескорыстии и нестяжательстве отца Виссариона ходят легенды. Всё, что ему дарят меценаты, до копейки, игумен передаривает немощным и больным людям, тем, кто терпит беду и нуждается в помощи. Сам же живет скромно в небольшой келье. Богатство и роскошь его не прельщают. В своих стихах он обличает жадность и людские пороки, при этом говорит о себе: «Многогрешный игумен…».
О своем жизненном пути рассказывать не любит. Узнать о его жизни можно лишь от тех людей, которые учились с отцом Виссарионом в Московской духовной семинарии; от тех, кто часто общался с ним, на чьих глазах проходила жизнь 90-летнего старца.
Были и лихие времена
И вот что удалось узнать. Немало горя хлебнул Остапенко в юности. Во время Великой Отечественной войны с Украины его погнали в Германию. Угодил на рудники, где каторжный труд. Надеялся убежать, выбирал день, намечал маршрут. И получилось – вот она, свобода!..
Каким-то чудом оказался в России. Конечным пунктом в итоге стала лавра в Сергиевом Посаде. Именно здесь Остапенко принял монашество, духовно возрос, раскрыл свой православный талант и как исповедника, духовника лавры, и как поэта, чьи стихи распространились по России и стали песнями…
Православным хочу быть поэтом,
Чтоб посредством духовных стихов
То угрозой порой, то советом
Отвращать христиан от грехов.
Немногим известно, сколько испытаний выдержал старец, будучи молодым, в лихое время. Было: «беседовали» с ним в небольшой комнатке перед лампой, светящей прямо в глаза; один «душевед» стоял спереди, другой за спиной. Пытались сломить волю отца Виссариона. Выдержал, остался верен себе и Божьим заповедям, повторяя про себя, как молитву: «Полюби ближнего своего, как самого себя… Не лги и не лукавствуй, не лжесвидетельствуй…». Ведь в те богоборческие времена, чего таить, власти делали всё, чтобы люди доносили друг на друга: кто крестился, кто венчался – и были рады запихнуть в семинарии и духовные академии кадры с небезупречной биографией, тем самым подорвать церковь изнутри…
Десятилетия гонений не прошли напрасно. Церковь и сейчас испытывает кадровый голод, и не все священники, судя по новостям, соответствуют духовному званию. Сам отец Виссарион как-то с горечью сказал мне: «И среди монашествующей братии не всё ладно, как хотелось бы…».
Юбилейный год
О глубоком уважении и любви к отцу Виссариону я слышал от многих верующих. В том числе и от паломников из Шуи, приехавших в этом году к раке с мощами Сергия Радонежского в лавру. А тут еще день ангела игумена Виссариона, да к тому же юбилейный… И 18 июня возле служебного выхода из Успенского собора можно было видеть большую группу верующих с букетами цветов. Они дожидались, когда старец выйдет из алтаря, чтобы сказать ему:
– Отец Виссарион! Нам, духовным чадам, всегда легко и надежно с вами. И в день вашего ангела-хранителя примите от нас поздравления и пожелания многие лета. Да хранит вас Бог!
В этот день православным было особенно радостно сознавать, что через месяц в Троице-Сергиевой лавре и по всей России торжественно отметят 700-летие Сергия Радонежского, чье благословение перед Куликовской битвой вдохновило князя Дмитрия Донского и его войско на победу над Мамаем. Как уже известно, на торжества приедут Патриарх Московский и всея Руси и первые лица государства. Колокола в день рождения Сергия Радонежского зазвонят во всех храмах России.
Сергию Радонежскому, основателю Троице-Сергиевой лавры, игумен Виссарион посвятил такие стихотворные строки: Уж семь столетий вереницей В обитель Сергия идут. И пред святой его гробницей Поклоны ревностно кладут... И эти: Сергий, угодник преславный, Богу молися о нас, Чтобы народ православный В годы лихие Он спас.
В преддверии празднования юбилея Сергия Радонежского в лавре наступают не самые спокойные дни. Пусть у отца Виссариона хватит сил, чтобы достойно встретить предстоящие торжества.
Добавить комментарий: