Артистам мешали кинопоказы и… призывники
- Андрей Исаевич, давайте перенесемся во времена «оттепели», когда Молодежный только начинал зарождаться…
- Театр возник в 1957 году из студии при Ивановском театре драмы. Туда отбирали по большому конкурсу. Сначала новообращенными занимались педагоги, но потом финансирование кончилось, энтузиазм ослаб, и они превратились в бесплатный помсостав. Их это не устраивало. Вызрел бунт, во главе которого встала Регина Михайловна. Она была членом худсовета студии, но к тому времени уже поставила несколько спектаклей в техникуме общественного питания, где работала преподавателем политэкономии. 1 марта 1957 года на ее тридцатилетии актеры подняли тост за свой театр и создали совет коллектива - или «совет самозванцев», как они его называли. Через год выпустили спектакль по пьесе Александра Галича «Походный марш».
- Бунтарям сразу выделили помещение?
- Им предоставили сначала Дом культуры машиностроителей. Но тогда во многих клубах шли кинопоказы, существовал даже план, который необходимо было выполнять. И в Доме культуры актерам эти кинопоказы «мешали». Но они уже прогремели, даже получили право поехать на Выставку достижений народного хозяйства. Там они полмесяца выступали с большим успехом. Кто помнит спектакль «Походный марш» (а это уже пожилые люди за семьдесят), до сих пор его очень чтит. Тогда это было новое слово – молодежное задорное представление, где много стихов и действия.
- В то время вышло постановление о создании народных театров. Наверняка на Молодежный театр власти обратили внимание?
- Да, и даже предоставили на выбор несколько помещений. Театр решил гнездиться в клубе фабрики Балашова. Там хоть и стояла киноустановка, но плана никакого не было. Однако досаждать было кому. Мне Регина Михайловна рассказывала, что в помещениях клуба военкомат устраивал медосмотры призывников: все кабинеты занимали врачи. Я и сам там проходил медосмотр - будучи, кстати, уже в театре актером, - и мы ходили в трусах по всем кабинетам. Естественно, весь актерский состав боролся с такими неудобствами. Не сразу, но отбились.
Привозила в Иваново Евтушенко и Окуджаву
- За первым громким спектаклем последовали новые, не менее масштабные, некоторые даже скандальные…
- Молодежный театр буквально купался в материале. Здесь поставили спектакль «Два цвета» по знаменитой тогда пьесе Зака и Кузнецова. Кстати, она стала материалом для одного из первых спектаклей Ефремова в театре «Современник». Регина поставила тоже, и многие отмечали, что ее спектакль самобытен. А к своему пятилетию, в 1962 году, в нашем театре поставили «Баню» Маяковского. Пьеса, надо сказать, имела не очень удачную сценическую судьбу, ее мало ставили. А в театре Регины сделали точь-в-точь по Маяковскому – со всеми лозунгами. Создатели спектакля, конечно, обрели врагов, но и стали знаменитыми: журнал «Театр» выпустил большущую статью. Именно «Баня» обозначила уклон в сторону поэтических представлений.
Не спектакли, а целые концерты ставились Региной по стихам молодых современников - Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского... Она увидела в поэзии «шестидесятников» прекрасные черты для театра, конфликт в каждом стихотворении. Говорила, что это надо играть. И в 1966 году получился спектакль по Вознесенскому «Парабола». Он прогремел на весь Советский Союз.
- А как же вы попали в актерский состав театра Гринберг?
- Я пришел в 1968 году, будучи студентом 2-го курса ИГХТИ. В вузе играли концерт, посвященный 50-летию со дня основания Иваново-Вознесенского политехнического института. Для подготовки отделения была приглашена и Регина Гринберг. А я оказался в числе представителей самодеятельности института. Играл в пьесе «Человек, похожий на самого себя» по Михаилу Светлову. Роль у меня была небольшая, но возрастная, а мне было тогда восемнадцать. Я должен был играть бомжа, который ведет философскую беседу с главным героем, пришедшим на могилу к супруге. Мне наносили жуткий грим, репетировали часами - ничего не получалось. Но потом вдруг я почувствовал, что вошел в роль, что мне удается играть. На этот персонаж и обратили внимание, Регина Гринберг позвала в свой театр.
- Что она говорила, чтобы увлечь на свою сцену?
- Ничего особенно и не говорила. Она - сама энергетика, она завораживала. И никто не в силах был удержаться. Помню, поставила она нас клином, и мы давай скакать вместе с ней: «Гренада, Гренада, Гренада моя». Сначала смеялись, но вдруг как-то это превратилось в эскадрон – мы уже считали важным и нужным скакать. Так она могла. Это особый талант.
- У Регины Михайловны, как известно, был сложный характер. Как справлялись?
- Доставалось, конечно, каждому - она же из нас все соки выжимала, все были обруганы… Но сейчас, когда собираемся на ее дни рождения, все говорят: «Спасибо Регине, что другими людьми нас сделала и столько всего показала». Ведь она открыла нам окно в мир - устраивала творческие командировки в Москву, в лучшие театры, куда было не попасть. Мы сидели на репетициях в «Таганке» у Любимова на прогонах «Мастера и Маргариты», рядом с нами сидел Высоцкий. Да и к нам Регина Михайловна привозила настоящих кумиров – Евтушенко, Окуджаву, Вознесенского, Володина…
В шестиметровом прицепе помещался амфитеатр
- Был период, когда театр закрыли на три года.
- Регина поставила спектакль по Горькому «Были и сказки», забавные сценки на уровне Салтыкова-Щедрина – в советские годы они были под запретом, а мы их возили в Ленинград. После этого клуб закрыли, опечатали: мол, аварийное положение. Началась борьба за выживание. За эти три года мы выступали где только можно – вышло два спектакля: «Замок надежды» по Окуджаве и по ивановскому поэту Алексею Лебедеву.
К 20-летию вышел целый цикл спектаклей «Память», за который театр выдвинули на премию Ленинского комсомола. В 1976-м он получил эту премию. Потом была «Мозаика» по Вознесенскому – комнатный спектакль для малого зала. Так мы осваивали новое пространство общения со зрителем. Молодежный одним из первых ввел такую форму постановки, малых залов практически нигде не было. Мы возили с собой КамАЗ с шестиметровым прицепом, забивали доверху частями разборного амфитеатра… Затем выходили спектакли по Цветаевой, Высоцкому, Володину.
- В 1996 году здание театра сгорело. Что стало с режиссером и артистами?
- Это было чудовищное зрелище. Стены и перекрытия были деревянные, все три выгоревших этажа – сплошной провал. Но Регина долго делала спектакли и композиции на радио. Последний спектакль - «Ретроспектива. Прощание с 20-м веком» вышел в 2001 году. Нового в нем было мало – в основном восстановленные фрагменты из спектаклей, объединенные общим замыслом. В 2005-м Регина Михайловна умерла.
- Знаю, что вами немало сделано, чтобы память о Регине Гринберг и ее театре не стиралась со временем...
- Да, мы открыли в 2006 году памятник на ее могиле. Проводили масштабные мероприятия к юбилею Регины и театра. Открыли мемориальную доску.
Сегодня в 17.00 в библиотеке на Крутицкой мы со Светланой Трохиной, ведущей актрисой Молодежного театра, представим литературно-музыкальную композицию по стихам и песням Булата Окуджавы «По чертежам своей души…»