«Для мужчин монашество – путь к священству»
Иеромонах Макарий (Маркиш) — известный публицист, неутомимый миссионер, в том числе и в интернет-пространстве, на радио, журнале «Фома», автор многих книг, руководитель информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии по своему светскому образованию – программист. 15 лет он прожил в Америке и даже писал и думал по-английски. И православное крещение уже в зрелом возрасте он принял именно там – за океаном.
А вырос он в семье литераторов, получил престижное тогда образование в Московском институте инженерного транспорта (МИИТ). Закончил аспирантуру, работал в научном институте, написал диссертацию, женился, родил двоих детей… Но как-то всё не заладилось.
- Кругом процветало безделье, - говорит отец Макарий. - На работе делали вид, что нам платят, а мы делали вид, что работаем. Тогда я и заразился русофобией. Я ненавидел эту безалаберность и «совковость» во всем. У евреев тогда было принято уезжать из России, и я поехал к отцу в Америку.
Марк (мирское имя о. Макария) занимался компьютерным проектированием в одной компании около 9 лет. Потом попал «под сокращение», работал техинструктором и даже грузчиком… А параллельно заочно учился в духовной семинарии и знал, что по возвращении на родину будет священником.
- 15 лет прошло в Америке, - вспоминает о. Макарий. - Жена меня оставила, двое детей выросли. Все позиции в жизни перевернулись… До 30 лет никакой веры в Бога у меня не было. Я смотрел на религию, как на музейный экспонат: меня это не трогало. Но уезжал в Америку я уже с мыслью принять там крещение и стал ходить в русскую церковь. Мне не хватало общения, я жил, как в изоляции (на работе ни о чем, кроме спорта и погоды, разговаривать было не принято). А душа рвалась наружу.
Постепенно жизнь его начала обретать глубинный смысл и все сомнения исчезли.
- В то время как раз произошел скандал с Клинтоном и нападение на Сербию, – вспоминает о. Макарий. – Климат изменился. В России советской власти уже не было, и у меня не было больше причин оставаться в Америке.
Вернулся тогда еще Марк в Москву без всяких планов и идей. И первым делом все близкие стали упорно искать ему невесту. А сердце его уже было занято. Богом. Приехал он как-то в один из ивановских монастырей и остался. Принял постриг в монахи, а вскоре и был рукоположен в дьяконы (а затем и в иеродьяконы). Пять лет был священником Свято-Введенского монастыря, а с 2008 года он служит в семинарии и работает в Епархиальном управлении.
- Для мужчины монашество – путь к священству, - объясняет о. Макарий, - а для женщин – побег от мира. Это патология, так быть не должно. В монастырь нельзя уходить, в него надо приходить.
Самое трудное – быть командиром самому себе
Отец Михаил (Кочетов) после окончания Горьковского высшего военного училища тыла 17 лет отслужил в морской пехоте Северного флота, уйдя в запас с должности замкомандира секретного спецотряда по ремонту атомных подводных лодок. Уволился он из армии после знаменитого путча.
- Было непонятно, кого и что защищать, - говорит о. Михаил. – Служить было надо, но не хотелось… Не было осмысленности.
И ушел Михаил Кочетов, как и многие в начале 1990-х, в бизнес. А чтобы разобраться в себе, поступил на факультет психологии Ленинградского университета.
- Времена были дикие, - вспоминает батюшка, - все хапали, воровали… Друзья – либо пили, либо были одержимы деньгами, семьи распадались. Социализм ушел, а капитализм не пришел. Я понял, что бизнес – это не мое. Жив остался – и ладно.
А как бросил бизнес – уехал к друзьям в Нижний Новгород и устроился там на работу психологом в общественной организации родителей детей-инвалидов. Одной психологии в работе с тяжелобольными и необучаемыми детьми оказалось мало, тогда Михаил начал ходить в храм и молиться за этих детей, а параллельно поступил на курсы катехизаторов. Ввиду отсутствия благотворителей общественная организация распалась, и тогда Михаил пошел работать в отдел православной книгопочты в собор А. Невского. А через пару лет ему предложили стать священником. Теперь он настоятель прихода храма Преподобного Сергия Радонежского в местечке Курьяново г. Иванова.
- Я считал, что тяжелее военно-десантной службы ничего быть не может, - улыбается о. Михаил. – Оказывается, священником быть гораздо тяжелее. У военных - на миру и смерть красна. А здесь знаю, что помереть – не страшно, а вот пожить - попробуй…
И теперь каждый день борется о. Михаил с собой. Бывших офицеров не бывает - это он понимает, а как это на пользу пустить? Только через скорби, которые смиряют.
- Самое трудное – быть командиром самому себе, - говорит о. Михаил, - для того чтобы не было разочарования и не было очарования.
А поводов для самовоспитания – достаточно: пятеро очень резвых иногда детей, матушка, которая при отсутствии слуха может только читать по губам, и заботы о приходе с воскресной школой и кадетским корпусом.
Бизнесмен стал батюшкой, преподаватель матушкой
Вокруг отца Владимира настоятеля храма святых мучеников Флора и Лавра и храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Ярлыково (Ивановский район) - ходит немало слухов. Мол, нелюдим, живет закрыто, но алкоголиков и наркоманов принимает, разваленные храмы 16 века восстанавливает, непонятно на какие деньги. Деревенские злые языки поговаривали даже, что золото он на территории храмов копает…
До него в Ярлыковских храмах сменилось около шести священников: не выдержали они тяжкого бремени среди руин вдали от цивилизации. И только теперь храмы «ожили». И, кажется, они живут какой-то собственной, неведомой нам жизнью: иконы там мироточат, фрески на стенах проявляются, сухостои, собранные для топки, зацветают…
Владимира Алова, физика по образованию, в существовании Бога убеждать не пришлось. Он признавал это как доказанный факт. Доказанность троичности пространства вела к доказательству присутствия Святой Троицы и трех составляющих человека: тела, души и духа.
И хоть и был Владимир Юрьевич в стороне от Бога, но ощущение, что Кто-то ему сильно помогает, было всегда. А занимался тогда Владимир коммерцией. И дела шли так хорошо, что в 90-е он оказался перед выбором: кошелек или жизнь?
- Когда я понял, что живым меня не отпустят, - вспоминает о. Владимир, - я стал молиться: «Господи! Если выживу, знаю, где должен быть!». И тогда те, кто бил меня, стали вдруг извиняться. И убежали. Даже деньги не взяли. То мое обещание очень мучило меня с тех пор. Я много ездил по священникам и спрашивал: «Что же делать?» И везде был один ответ: «Шей подрясник!».
Однажды семья Аловых возвращалась в Нижний Новгород из очередной поездки по святым местам. Дорога была скользкая, и их машину неожиданно развернуло и поставило прямо напротив Крестовоздвиженского храма. А еще супруги заезжали в Ярлыково и мечтали купить дом и помогать восстанавливать храм. По Божьему промыслу рукоположение о. Михаила произошло именно в Крестовоздвиженском храме села Дунилова, а церковное служение суждено было начать в приходе Ярлыкове. Так преподаватель Нижегородского университета, практикующий юрист неожиданно для себя стала матушкой. А куда денешься? Ведь вместе они уже 33 года.
Самое сложное было после VIP-квартиры приспособиться к жизни без условий. Первое время батюшка жил в сторожке на территории прихода (тогда-то и появились слухи, что копает он там золото), а потом купил дом в деревне и перевез жену и детей. Много приходилось работать руками, но жена ни разу своего недовольства не показала.
Всё, что было нажито батюшкой за годы бизнес-расцвета, видимо, пущено на восстановление ярлыковских храмов.
Некоторые паломники рассказывают, что из храма «под замком» раздавалось пение церковного хора. А когда еще не было колоколов, их звон раздавался после каждой службы на протяжении пары месяцев. И таких чудес в Ярлыкове – предостаточно. Так, в один из дней, когда батюшка был в Нижнем Новгороде, в храм залезли воры, украли из алтаря одну икону, а другую не взяли: была она вся черная, с неразличимым рисунком. Теперь же эта икона «проявилась», причем на фотографиях она получается еще ярче, чем в действительности. Таким же чудесным образом проявились фрески в пока еще закрытом Смоленском храме.
Икона Богородицы замироточила. Но капля миро, против всех законов физики, катилась не вертикально вниз, а прямо через голову младенца Иисуса.
- Бог поругаем не бывает, - улыбается, пожимая плечами, о. Владимир.
Добавить комментарий: