Храм восстанавливали и верующие, и неверующие
Путь до Демидова неблизкий: от Иванова до Пестяков 120 километров, потом еще почти 20 по грунтовой дороге. Бывает, что за сутки проходит всего несколько машин, связь местами полностью пропадает, а небольшие населенные пункты даже не имеют указателей. Гости из других краев появляются нечасто и всегда привлекают много внимания «чужими» манерами.
Но отцу Иакову, бывшему афганцу удалось включиться в размеренную деревенскую жизнь естественно и просто. «Он не чужой был», «Приехал как свой», «Быстро влился», - вторят друг другу люди.
И не просто влился, а повел за собой. Разрушенную за годы простоя церковь восстанавливали всем миром. Созидательное начало в сложное для страны время привлекло и верующих, и неверующих. «Так велико было доверие к отцу Иакову, что трудились все. Радость была огромная: несли иконы, собирали деньги на стройматериалы», - рассказывает местная жительница Лариса Синякова. «У всех скотина, сенокосы, дел невпроворот, а порой по целому дню проводили на восстановительных работах», - подхватывает кто-то из женщин.
Нужно ли говорить, что «наследство» новый батюшка принял в плачевном состоянии: старая церковь в селе Георгиевское была закрыта еще в 1938 году, и с того времени о здании никто не заботился. Чтобы представить состояние, из которого его поднимали, мне показывают полуразрушенные ворота церковного кладбища, поросшие мхом: «Такой же была кладка храма». Сегодня, глядя на аккуратные белокаменные своды на фоне желтеющих деревьев, веришь в это слабо. Внутрь попасть не удается – ключи теперь в Пестяках, но рассказы о чистоте и уюте («У нас храм как картинка») сомнений не вызывают. Впрочем, важно не это, а удивительная атмосфера намоленного места, по которой тоскуют люди.
На службы приезжали даже нижегородцы
«Я не в каждую церковь могу зайти и, как человек грамотный, не каждому священнику довериться. Но история моего знакомства с этим храмом удивительна. Прихожу и вижу, что прямо на лужайке у ворот играет зайчонок. Зашла внутрь - и мороз по коже! От того, в какое хорошее место попала, - делится светлыми воспоминаниями приезжая Анна Кудрявцева и продолжает. - Нужно видеть, как батюшка службу ведет. Радуется. Глаза светятся, горят»
Неслучайно сюда приезжали верующие со всей округи – даже из нижегородского Чкаловска. На исповедь к отцу Иакову охотно шли дети и подростки. Храм работал не только по выходным и праздникам, а открывался для каждого человека, который приезжал в неурочный час. И все встреченные люди на разные лады рассказывают о том, что он никогда никому не отказывал в духовной помощи.
«Я был неверующим, но батюшка внушил доверие и уважение и своим примером привел меня к вере. Никогда не скажет «нет», всегда поможет, но при этом никогда не вел пустых разговоров», - рассказывает Евгений Синяков.
На сборы батюшке дали один день
Но неожиданно для всех в конце лета храм опустел. 24 августа за отцом Иаковом приехали на машине, дали несколько часов на сборы и увезли в неизвестном направлении (как потом выяснилось, в Свято-Николо-Тихонов монастырь в Лухском районе, до которого по самой короткой дороге от Демидова 80 километров на машине). Верующих об этом никто не предупреждал. Может быть, не сочли нужным, а может, побоялись, что встанут на защиту стеной. Многие узнали о случившемся на следующий день, когда пришли на воскресную службу, но вместо литургии увидели смену замков на двери.
С того времени прошел почти месяц, но до сих пор сохраняется полное впечатление, что хозяин где-то рядом. У отца Иакова остались пасека, огород, домашние животные… В восстановленном здании школы на территории храма сквозь простенькие потертые занавески видны продукты, на пороге - ведро с картошкой… За забором дома, где жил батюшка, заливается лаем цепная собака – о ней заботятся жители из соседней деревни.
Мобильный телефон отца Иакова не отвечает. Известно только, что он находится под епархиальным судом, но ни о причине разбирательства, ни о дальнейшей судьбе поднятого из руин храма никто не говорит. Очень хотелось, чтобы ясность в эту запутанную историю внесли в Кинешемской епархии, но там от комментариев по данному вопросу отказались.
Поэтому приходится пользоваться слухами, которые сводятся к тому, что под епархиальный суд отца Иакова подвела какая-то жалоба. Местные уверяют, что никто из них этого сделать не мог, а в сельской местности шила в мешке не утаишь. Люди предполагают, что место освободили под нового священника. Еще говорят, что причиной удаления могло послужить то, что отец Иаков принял монашеский сан, поэтому его насильно отправили из мира в монастырь.
Не будет отца Иакова – храм снова придет в упадок?
«Мы не верим в то, что он мог сделать что-то плохое», - настойчиво повторяют селяне. Батюшка никуда не отлучался, всегда на виду, а все пожертвования направлял строго на восстановление храма. Даже воду на небольшой огород поднимал в горку ведрами с реки, а когда спросили, почему не установит насос, ответил коротко: «Насос для церкви не нужен».
За последние 20 лет для демидовцев он стал одним настоящим батюшкой, духовным отцом, ему доверяют безгранично и волнуются как за близкого человека. В поисках отца Иакова добрались даже до монастыря в Лухе, но ясности эта встреча не принесла. С уверенностью можно сказать лишь о том, что для самого батюшки ссылка не в радость, и он находится в подавленном состоянии.
Непонятна и судьба самого храма. Наступают холода, и если здание не топить регулярно, то бумажный иконостас размокнет, пострадают собранные по деревням старые иконы… Конечно, совсем служба в храме не прекратилась – по праздникам в Георгиевское ездят священники из Пестяков, но не все готовы их принять. Да и случись что, к батюшке уже не прибежишь – до райцентра-то 20 километров... Более того, выяснилось, что с 2010 года храм приписан к Пестяковскому приходу, поэтому постоянного батюшку сюда теперь вряд ли пришлют.
Но люди не опускают руки: звонят, пишут, собирают подписи, добиваются ответственных встреч. Вот и во время моего визита, услышав об ивановском журналисте, к храму стали съезжаться жители соседних деревень. Материал уже был собран, мы только тронулись в путь - машину остановила подъехавшие «Жигули». Потом еще легковушка, велосипед, мопед… Никто не молчал, каждый хотел высказаться, найти самый важный аргумент и быть услышанным. «Мы хотим, чтобы нам вернули батюшку», «Убрали не просто священника, а доверенное лицо», «Если его не будет в церкви, церкви здесь не будет», - только успевай записывать выстраданные слова.
Из воспоминаний
В истории храма в честь Казанской иконы Божией Матери остается много неизвестных страниц, но в начале 20 века он был очень почитаем. Валентина Георгиевна Голова ходила туда еще маленькой девочкой и говорит, что он до сих пор стоит перед глазами. Запомнилась его святыня - Животворящий Крест: «Дойдешь – поцелуешь. А кто еще и дойти не может, затрясет всего». В 1938 году храм закрыли, двух батюшек забрали, о их судьбе больше ничего неизвестно. Без присмотра иконы растащили, а храм начал разрушаться.
Справка «ИГ»
Игумен Иаков (Пиксаев) родился в 1957 году на Урале в Свердловской области, закончил ветеринарно-медицинское училище, с 1975 по 1977 годы служил в армии. Говорят, что именно война в Афганистане стала поворотной точкой в его жизни: там он дал себе клятву, что если выживет, посвятит жизнь Богу. В 1984 году он ушел в Троице-Сергиеву лавру, затем направлен послушником в Ивановскую область в село Чихачёво, после чего служил в нескольких приходах. Наконец, в 1993 году переведен настоятелем в с. Георгиевское Пестяковского района, но потерял свой статус в 2010 году, так как Казанский храм приписали к Пестяковскому приходу.
Кладбищенские ворота. Так выглядела до реставрации их кладка.
На пороге - ведро картошки. Как будто хозяин отлучился ненадолго.
Узнав о визите журналиста «ИГ», к храму съехались люди из соседних деревень.