Каменные наконечники и серебряные монеты, найденные на территории Кохмы при раскопках и земляных работах, архивные записи и документы, рукописные книги, старинная церковная утварь, златошвейные элементы облачения священников, информация о знаменитых кохомских святых и великомучениках... «Не всё еще мы смогли выставить, – рассказывает настоятель приходов Свято-Благовещенского храма Кохмы и храма Владимирской иконы Божией Матери Иванова, ректор Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии игумен Герман (Дворцов). – Многое нуждается в реставрации, а процесс этот сложный и дорогой».
Историк по образованию, о. Герман собрал в своих коллекциях много интересного. Так и появилась идея выставить предметы исторической ценности на всеобщее обозрение: повесили объявление на храм и люди стали нести в церковь свои «экспонаты».
Вот, например, «Список неселенных мест» Владимирской губернии по сведениям 1859 года, изданный центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Значится в этом списке и Кохма: «Положение – при реке Уводи. Число дворов – 237. Число жителей мужеского пола – 507, женского – 618. Церквей православных – 3. Базар. Фабрик – 4». Там же числится и округ Кохмы, например, д. Седеево, располагающаяся «при колодце», с четырьмя дворами и тремя десятками жителей.
«До революции в Кохме было 5 храмов, – рассказывает игумен Герман, – но все они были разрушены. Последний храм уничтожили в 1982 году. Мы нашли фотографии всех этих церковных сооружений, распечатали в увеличенном виде и повесили на стену. Интересно, что на одной из фотографий зала местного театра (в Кохме был свой театр) можно видеть висящую в углу иконку»…
Во время ремонта одного из домов по ул. Советской в кладке печки была обнаружена шкатулка с надписью: «Священнику Игорю Дрожжину от благодарных прихожан Московского округа». В шкатулке находились кресты и четки. «Дрожжин был учителем в Кохме, и никто не знал, что он тайный священник», – говорит отец Герман.
Представлены в витринах церковного музея и образцы шитья золотыми и серебряными нитями. «Это, конечно, золото, – поясняет настоятель прихода, – но очень низкой пробы и не представляет ювелирной ценности. Очень тяжело было реставрировать иерейское облачение: оно отсырело. Это бархат с золотым шитьем и живописью. Лик Николая Чудотворца сделан отдельным элементом и прикреплен на дощечке к облачению».
С виду неприметное и изрядно потертое облачение, оказывается, принадлежало в 30-х годах преподобному Леонтию Михайловскому, служившему тогда в с. Воронцово Пучежского района, а позже – в с. Михайловском. Там после его смерти забил святой источник.
Добавить комментарий: