Недалеко от Есиплева и деревни Новая сотни лет стояли небольшое село Белоникольское и его храм, разрушенный в 1954 году. До этого он 20 лет был в разорении, недействующим. Не стало храма – исчезло с карты области и село. Летом прошлого года на этом месте был поставлен памятный крест. На его открытие приехали потомки жителей деревни и служивших здесь священников.
Инициатором благого дела стала староста Спасской церкви села Есиплево пенсионерка Валентина Карушина. Она глубоко изучила историю уничтоженного Белоникольского и судьбы его жителей и написала об этом небольшую книжечку, изданную ротапринтным способом в конце 2012 года.
История исчезнувшего села – история самой России. Она волнует не меньше, чем пафосное масштабное изложение великих событий учеными-историками.
В списке населенных пунктов Костромской губернии за 1870-1872 годы сказано, что в сельце 35 жителей, погост и церковь при нем. Церковь называлась Белоникольским погостом, потому что здесь было кладбище, храм и дом священнослужителя. В 1920-м в сельце осталось только 20 жителей.
На самом деле каменный храм назывался Николаевским, он построен в 1811 году на средства помещика Протасьева и прихожан. До этого здесь была деревянная церквушка. Да, село было маленьким, но этот храм посещали владельцы сразу трех барских усадеб и вся округа.
Валентина Карушина собрала материал почти о всех священнослужителях этой церкви.
Здесь с 1811 года служил Прохор Алексеев, при котором возведен каменный храм.
Автор подробно рассказывает и о роде священников Косаткиных – Александра, служившего в этом приходе 20 лет, и его жены Марии. Семья воспитала пятерых детей. Александр Косаткин похоронен в Белоникольском. Его сын Александр в советское время стал заместителем народного комиссара земледелия, в 30-е годы он был репрессирован.
Настоятель храма Иоанн Парийский приехал в село с супругой Анной из села Воздвиженье, где тоже был настоятелем, и тремя детьми в 1910 году. Еще шестеро ребятишек родились здесь. Он тоже оставил яркий след в жизни заволжан. Даже потеряв ногу во время пахоты, сохранил сан, хотя и был выведен за штат.
Кстати, жива его внучка Адель Васильевна, которая дружит с потомками его преемника, дьякона Алексея Вексина. Правнук Парийского, Андрей Гладунюк – наш коллега по «ИГ».
Последний сельский дьякон этого храма, Алексей Вексин, был репрессирован и в 1937 году расстрелян на печально известном полигоне Бутово Московской области в числе десятков тысяч священников, среди которых семь архиереев РПЦ. Его двоюродный брат Александр Вексин служил в Вичуге, в 1937 году тоже был репрессирован. Его пытали в кинешемской тюрьме, потом отправили по этапу на Урал, где он мученически погиб. Русская православная церковь причислила Александра Вексина к лику священномучеников.
Как уже было сказано, в окрестностях села находились три помещичьи усадьбы: Костилово – Протасьевых, Петровка – Львовых и Маркино – генерала Некрасова. Все эти дворянские семьи много сделали для России. К примеру, из рода Львовых вышел контр-адмирал Николай Львов, герой русско-японской войны и Порт-Артура, командир крейсера «Меркурий» времен Первой мировой войны. Львов был зверски убит матросами в Севастополе в 1918 году.
Рядом с селом, в деревне Новая, жил заслуженнный художник РСФСР Евгений Короленко, запечатлевший Белоникольский храм на полотне.
В этой округе в 1918 году на базе барских усадеб возникли коммуны. Коммунары первыми вступили в бой с бандами «зеленых», отступавшими на Есиплево после подавления мятежа в Ярославле. Это Фёдор Парамонов, Семён Веселов и организовавший отпор первый есиплевский милиционер Василий Рябов.
Начальник есиплевской почты Василий Прыгунов тоже сражался с бандитами. Связным у коммунаров был его сын Саша. Впоследствии семья переехала в Горьковскую область, паренек закончил в Ленинграде институт коммунального хозяйства, а в годы Великой Отечественной войны командовал саперной ротой. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Валентина Карушина подарила свою книжку многим потомкам жителей Белоникольского. Хорошо, если она займет достойное место в школьной и сельской библиотеках Есиплевского поселения. Как и ранее выпущенные ею же самиздатовские работы о земляках: «Вдовы России: солдатки Великой Отечественной войны» и «Репрессированные».