В июле в России торжественно отметят 50-летие Байкало-Амурской магистрали. В ее возведении принимали участие и наши земляки, нынешние сотрудники сервисного локомотивного депо "Иваново" ООО "ЛокоТех-Сервис".

25 июня 15:19

erid: 2RanymesWfr

Дорога в зоне вечной мерзлоты и высокой сейсмичности

Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Проект предполагал путь первой категории на участке Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре, а также строительство второго пути от Тайшета до Усть-Кута и линий Бам – Тында и Тында – Беркакит. 

Сегодня Байкало-Амурская магистраль пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Ее протяженность - 4324 километра, из них более тысячи проходят в зоне вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. 

В строительстве БАМа принимали участие и нынешние сотрудники сервисного локомотивного депо "Иваново" ООО "ЛокоТех-Сервис": приемщик локомотивов Валерий Муштуков и слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике Сергей Павловский.

Ради поездов пришлось срезать часть горы

Валерий Муштуков родом из Кустанайской области Казахской ССР. В 1983 году, будучи студентом Омского института инженеров железнодорожного транспорта, где учился на машиниста, записался в стройотряд для работы на БАМе. На станции Чара бригада, в которую попал Валерий, выполняла работы по выравниванию полотна. "Мы подбивали шпалы, выравнивали стрелки. Жили в общежитии. В комнате нас было по восемь человек, приходили только на ночь", - вспоминает Валерий Владимирович. 

От поездки на БАМ у Муштукова остались только добрые воспоминания, появилось немало друзей. Особенно восхитила природа тех мест, ее богатство. Однако возвращаясь в Кустанай, он не думал, что когда-то приедет на БАМ еще раз. Но в 1998 году, переезжая из Казахстана, он оказался в бурятском поселке Таксимо. 

"Работал там машинистом. В сутки через станцию проходило до 14 пар поездов, что много для однопутного участка. Рабочих рук не хватало, - говорит Валерий Муштуков. -  Недалеко от станции - знаменитые "чертов мост", Северомуйский тоннель, автомобильная переправа через Витим, которую называют самой страшной в России. Места там действительно удивительные, красота и мощь природы – поражают! Они же диктуют условия работы. Например, чтобы построить один из участков обхода Северомуйского тоннеля, пришлось срезать часть горы. А там горячий источник. Каждый год весной приходилось сдвигать пути, чтобы их не повредили талые воды. Труда в дорогу вложено немало!"

В Таксимо Валерий Владимирович проработал два года, а затем переехал в Иваново. Работал в эксплуатационном локомотивном депо, в 2020-м перешел в сервисное. С бамовцами связь поддерживает до сих пор.

Жили и работали дружно

Сергей Павловский отработал на Байкало-Амурской магистрали девять лет. Поучаствовать в строительстве его позвала родная сестра. "Я тогда только окончил армию и решал, что делать дальше. В августе 1987 года прибыл в поселок Солнечный близ Алдана (Якутия). Это уже Малый БАМ. Работы было много. Трудился водителем на "Татре", участвовал в отсыпке земельного полотна, работал электриком". 

О бамовских коллегах Сергей Вячеславович вспоминает с теплотой, говорит, все были молодые и бесшабашные. Жили и работали дружно и отдыхали – гурьбой. "Ничего не боялись, хотя условия были суровые – и климат, и сама работа. Так, убираешь грунт, на машине сдаешь назад, а там яма метров 25 глубиной – страшно. Но никто не пытался отсидеться, план выполняли. А после смены еще и на подработку ходили. Платили неплохо".

Сергей Павловский отработал на БАМе девять лет.

Всё изменилось в 1990-е. Зарплаты стали задерживать, Сергей задумался о переезде – в более комфортные по климату края: "Всё-таки минус 45 – сурово, техника не выдерживала, а люди работали". Выбор пал на Иваново, где жили его родители. В сервисном локомотивном депо Сергей Вячеславович трудится уже 11 лет. Недавно ездил в командировку в Тынду, встретил там старых друзей. 

…Оба сотрудника в честь празднования 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали приказом генерального директора ООО "ЛокоТех " Андрея Власенко награждены грамотами за многолетний труд в железнодорожной отрасли и высокие показатели эффективности.