Учила относиться с уважением даже к преступнику

30 января 09:00

Валентина Семенко 21 год проработала на посту председателя областного суда, который при ней был в первой десятке в стране: совсем немного она не дожила до 95-летия, которое могла бы отметить в январе

Предложила быть внимательнее к оступившимся матерям

Будучи народным депутатом Советского Союза, Валентина Семенко касалась многих проблем. Так, она выступала за то, чтобы за лицами, осужденными к лишению свободы, закреплялось жилье. По ее мнению, это привело бы к сокращению рецидивной преступности. Ивановка предложила индивидуально рассматривать каждый случай осуждения матерей, вместе с которыми в женских исправительно-трудовых учреждениях тогда содержались 678 детей.

Она использовала высокую трибуну и при обсуждении проекта основ уголовного законодательства СССР и республик, проекта закона об административной ответственности за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на предприятиях и в организациях Министерств оборонной промышленности и атомной энергетики.

Валентина Ивановна видела, что труд в суде – тяжелый, ответственный и перед населением, и перед государством. Зарплата же невысокая. Вот почему, получив депутатский мандат, она была среди инициаторов принятия Положения о квалификационных классах судей, а затем и закона "О статусе судей СССР".

В целом многое из того, что Валентина Семенко отстаивала как депутат, являлось плодом работы ее коллег по областному суду, их теоретического и практического опыта. А ряд идей, тогда казавшихся революционными (например, демократизация судебного процесса, создание суда присяжных), потом будут приняты в ходе судебной реформы в России.

Со времен войны суд возглавляли женщины

В Ивановской области Валентина Семенко появилась после вузовского распределения. Государственная комиссия направила ее, с отличием окончившую юрфак Московского госуниверситета, на работу в Иваново. Впрочем, первый раз задержаться в Городе невест выпускнице не удалось. Но вернулась она уже опытным судьей.

Вот что рассказывала о своей жизни сама Валентина Ивановна: "В 1954 году проходило сокращение судебных участков и в Ивановском управлении юстиции мне сказали: "Вы знаете, мест у нас нет. Чтобы дать вам работу как молодому специалисту, мы должны кого-то уволить". А мне ведь было всё равно – Иваново я не знала, а потому готова была ехать в любой город, лишь бы туда вела железная дорога. Так я попала в Кинешму".

На основании решения городского совета народных депутатов вчерашнюю студентку назначают председателем суда. В Кинешме она работала по 1965 год. Вышла замуж, родился сын. Мужа перевели под Читу в воинскую часть. Семенко работала в Читинском областном суде.

В июле 1970 года председатель суда сказал: "Валентина Ивановна, вам завтра в 10 утра надо быть в Москве, в отделе кадров Верховного суда". В столице ей сообщили, что в Ивановском областном суде по состоянию здоровья уходит председатель Александра Гапонова.

"Конечно, они могли найти председателя из судей, работавших в то время в области. Но сложилась традиция, с 1944 года, что председатель – женщина. Когда все мужчины ушли на войну, из Воронежа пригласили Прасковью Сурову, потом работала Александра Гапонова. И вот теперь ивановцы вспомнили: "Найдите-ка нам нашу кинешемскую судью", – описывает Валентина Семенко. На должности главного судьи региона она проработала до 1991 года.

За незаконное увольнение с работником расплачивался директор

Здание областного суда на проспекте Ленина – старинное. Было тесновато. Коллектив принял нового руководителя хорошо, по-доброму. "Главное было – не потерять лицо судьи, не превратиться в чиновника. Я сама рассматривала дела по первой инстанции – это очень ответственные, очень тяжелые, очень трудные, громкие дела, с огромным общественным резонансом, – вспоминает Валентина Ивановна. – Затем я участвовала как докладчик по делам во второй инстанции. Кроме того, в то время нужно было вплотную заниматься народными судами. Проводили ревизию их работы. Нагрузка была колоссальная. Занимались кадровым резервом. И специалисты у нас были замечательные, очень культурные, юридически грамотные". 

В 1970–1980-е годы судебные органы внимательно следили, чтобы не нарушались права работающих. Незаконное увольнение рассматривалось как ЧП. Вопросы соблюдения трудовых прав граждан разбирались на бюро областного комитета партии. В итоге незаконные увольнения работающих, отмечала бывший председатель облсуда, были практически исключены. Тогда действовал порядок: допустил руководитель увольнение, возмещение работнику взыщут не с предприятия, а с самого руководителя.

"Мы ввели в практику работу и так называемых семейных судей, причем, по-видимому, впервые в стране. Это должны были быть очень грамотные, с жизненным опытом судьи. Их работа давала очень хорошие результаты. Нас тогда проверяли очень много, я даже делала доклады на комитетах Верховного Совета СССР, потому что в то время я как депутат участвовала в подготовке проектов законов о семейных судах, о ювенальной юстиции и о защите прав ребенка. Статистика говорила о том, что из 100 примиренных в течение года разводились лишь от 8 до 12 пар. Это была работа настолько важная, настолько гуманная, что я до сего времени горячий ее поклонник и сторонник". 

Милиционер изготовил слепки ключей от банковского сейфа

Валентине Ивановне в своей обширной практике пришлось рассматривать многие дела. Например, об убийстве, совершенном милиционером с целью ограбления. С 1959 до 1974 года он охранял Фурмановское отделение Госбанка СССР. Воспользовавшись халатным отношением контролеров и кассиров, оставлявших ключи от сейфа в рабочих столах, страж порядка завладел ключами и изготовил слепки. А 7 сентября 1975 года совершил ограбление, изъяв 88 718 рублей. При совершении преступления убил молотком другого милиционера, похитил пистолет и две обоймы с патронами.

Разбирательство этого дело заключено в 29 томов. Преступника приговорили к смертной казни с конфискацией имущества.

Валентина Семенко очень принципиально относилась к работе судей. "Я, прослужив больше тридцати лет на судебной работе, глубоко убеждена: не каждый юрист может быть судьей, – говорила она. – Судья должен прежде всего уважительно относиться к закону, "на Вы", я бы сказала. Тут же параллельно должно быть уважительное отношение к человеку, каким бы он ни был: подсудимый, преступник. Ты не можешь допустить унижающего человеческое достоинство отношения. И самое главное, мне кажется, в работе судьи – умение выслушать. Не навязывай, не формируй раньше времени мнение, пока не выслушаешь все стороны…" 

В этих словах сама Валентина Ивановна – Судья с большой буквы, государственный человек. К сожалению, ее сейчас нет среди нас, она скончалась в минувшем году 22 сентября.

Полная версия