К чему приведет автобусная реформа в Ивановской области

25 декабря 09:54

Власти планируют перевести весь транспорт на регулируемые тарифы и получить федеральные деньги на новые автобусы

Тариф для льготников отстает от рыночного

До начала 2000-х весь общественный транспорт в регионе работал по регулируемым маршрутам: власти выделяли дотации на перевозку льготников и работу на убыточных маршрутах. Устанавливался максимальный (экономически обоснованный) тариф, выше которого стоимость проезда быть не должна. Утверждались графики движения по каждому маршруту, количество транспортных средств на линии. То есть вся деятельность перевозчиков была под контролем государства.

В начале века развалилось ПАТП-1. Вновь созданный на базе ТТУ МУП "Ивановский пассажирский транспорт" даже пробовал запустить на маршруты автобусы, но безуспешно. В городе появились частные перевозчики. До 2016 года они работали по регулируемому тарифу, а затем перешли на нерегулируемый.

С тех пор, как бы ни увеличивалась стоимость проезда в автобусах, бюджет компенсировал перевозчикам часть затрат на перевозку льготников исходя из последнего установленного регулируемого тарифа – 19 руб­лей. При этом максимальный тариф для троллейбусов власти рассчитывали ежегодно.

В 2024 году для автобусов и маршруток появился "предельный максимальный тариф на перевозку льготных категорий граждан" – 24 рубля (на тот момент стоимость проезда была 34 рубля), на межмуниципальных маршрутах – 3 рубля 2 копейки за один пассажиро-километр (вместо 2,34 рубля).

На троллейбусы выделяют десятки миллионов

Согласно отчету главы Иванова о работе администрации за 2024 год, общие доходы "ИПТ" составили 628,8 млн рублей, расходы – 604,9 млн. В прошлом году городские депутаты полностью освобождали предприятие от перечисления в бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Помимо прочего, 111,9 млн рублей "ИПТ" получило в качестве субсидий от города и области на покрытие лизинговых платежей за новые троллейбусы.

Еще 274,7 млн бюджет компенсировал электротранспортному предприятию за "тарифные потери": 43,8 млн – за перевозку льготников и 230,9 млн – за потери в доходах от разницы между экономически обоснованным тарифом и установленной платой. Ровно столько же МУП получил и в 2025 году, правда, в октябре народным избранникам пришлось срочно добавить 37,9 млн рублей, чтобы компенсировать часть потерь в доходах предприятия.

"Зачем при экономически обоснованном тарифе на троллейбус в 44 рубля занижать стоимость проезда до 30 и вливать сотни миллионов рублей на дотацию предприятия? – недоумевает председатель ивановского консультативного совета перевозчиков Дмитрий Куликов. – Такое решение снижает, конечно, социальную напряженность среди населения, но повышает в целом по отрасли среди перевозчиков".

По словам депутата областной думы Владимира Гришина, в региональном бюджете заложено более 500 млн рублей на дотации авиа- и железнодорожным перевозчикам. Автомобильному пассажирскому транспорту не полагается ничего.

Водители могут позволить себе кататься "пустыми"

По словам замдиректора департамента дорожного хозяйства и транспорта Елены Волошиной, в Минтрансе разрабатывается новая программа, которая позволит региону получать субсидии на обновление общественного транспорта, в первую очередь автомобильного, а затем и электрического.

"Ивановской области на 2026 год предусмотрены федеральные средства в размере 138 млн рублей, – пояснила чиновник. – Доля софинансирования, включая внебюджетные источники, по данной программе составляет 60%. Мы понимаем, что в 2026 году использовать данные средства мы не сможем".

Условий для участия в программе – два: федеральная субсидия может пойти на новые автобусы для населенных пунктов с населением более 50 000 человек (таких в регионе три: Иваново, Кинешма и Шуя) и в этих городах должны быть регулируемые виды транспортного обслуживания. А все перевозчики области работают по нерегулируемым тарифам.

Департамент обещает к сентябрю разработать нормативную базу для реализации комплексного плана транспортного обслуживания региона, но депутаты и перевозчики сомневаются, что в бюджете под конец года найдутся деньги на необходимое в таком случае субсидирование перевозок. По словам зампреда облдумы Александра Фомина, "это колоссальные суммы". Переход на регулируемые тарифы потребует серьезных вливаний из бюджета.

"В тех регионах, где действуют регулируемые тарифы, у перевозчиков проблем нет, – рассказывает Дмитрий Куликов. – Они не думают, сколько у них в салоне пассажиров, – им платят за километры. Поэтому водители могут спокойно ездить "пустые", в том числе по ночам. Так как понимают, что затраты на ГСМ они компенсируют из субсидии". 

По мнению спикера, если регион перейдет на регулируемые тарифы, то в бюджете потребуется предусмотреть около 3 млрд рублей в год.

Возить пассажиров в деревни невыгодно

Все маршруты условно делятся на прибыльные и убыточные. При объявлении конкурса на пассажирские перевозки заведомо нерентабельные идут в одном лоте со "вкусными".

"Однако ситуация может меняться. В 1998 году перевозчики "бились", например, за 116-й маршрут Иваново – Подвязновский, – рассказывает Дмитрий Куликов. – А теперь вместо 12 автобусов по будням там работают 6, а в выходные – вообще 4. Вместо 20 автобусов по 121-му маршруту остались 4. Троллейбусы также сокращают выпуск: из 7 графиков по маршруту № 9 остался один, 11-й с трудом работает по четырем графикам".

Некоторые районы находят возможность дотировать перевозки по социально значимым маршрутам, например Фурмановский, Комсомольский, Лежневский, Савинский, Пучежский. Но этих денег не всегда хватает. Например, по Родниковскому району вместо 31 млн рублей бюджет субсидирует лишь 19,5 млн.

В Ивановском районе муниципальных маршрутов нет: все пролегающие через него направления – межмуниципальные и находятся в реестре профильного департамента. Между тем, часть маршрутов – глубоко убыточны. Пассажиропоток к деревням падает: старые – умирают, молодые – пересаживаются на автомобили или вообще уезжают в города. Ежедневные убытки с каждого "пустого" маршрута в Ивановском районе доходят до 10 000 рублей.

Тяжелая ситуация сложилась в Вичугском районе. Еще в 2024 году частные перевозчики отказались от обслуживания ряда маршрутов в отдаленные населенные пункты, включая Кирикино, Сошники, Новое Писцово, Волынёво и Красный Октябрь. Это вызвало общественный резонанс, ситуацию частично урегулировали, но с нового года велика вероятность ухода перевозчика с рынка.

Петербург предлагает подержанные машины бесплатно

В декабре в России зарегистрирована саморегулирующая организация (СРО) в сфере пассажирского транспорта. Руководителем в нашем регионе стала член общественного совета при Ространснадзоре, председатель "Альянса ивановских перевозчиков" Марина Синякина. По ее мнению, СРО – альтернатива прямому государственному контролю, когда бизнес сам договаривается о "правилах игры" и следит за их исполнением.

"Этого события с нетерпением ждали перевозчики со всей России, – говорит Марина Синякина. – В СРО уже вошли более 60 предприятий различных регионов. Ко мне обратились представители завода Simaz с предложением о реализации пилотного проекта, предусматривающего выпуск автобусов, уже оснащенных необходимым оборудованием, соответствующим требованиям транспортной безопасности. Это означает, что перевозчики смогут приобретать машины, полностью готовые к эксплуатации, без дополнительных вложений".

Кроме того, согласно гарантийному письму, "СПб ГУП "Пассажиравтотранс" готов до конца 2025 года на безвозмездной основе передать 15 подер­жанных автобусов МАЗ-203085 в собственность Ивановской области – по договору пожертвования.

СРО подготовила письмо в Минтранс, отразив свой взгляд на транспортную проблему: тариф должен остаться нерегулируемым, но экономически обоснованным. "Экономика тарифа везде примерно одинаковая, – говорит спикер. – Мы сильно зависим от курса доллара, ГСМ и налоговой системы. С повышением стоимости патента мы теряем водителей, а платить им достойную зарплату пока не из чего".

В ТЕМУ. В этом году, по данным департамента дорожного хозяйства и транспорта, два ивановских перевозчика приняли участие в программе и закупили автобусы большой и повышенной вместимости. Компания "Автотрест" получила восемь автобусов ПАЗ Вектор NEXT, рассчитанных для перевозки 52 пассажиров. Они оснащены информационными табло, системой видеонаблюдения, которая позволяет контролировать посадку и высадку, ситуацию вокруг автобуса. Автобусы соответствуют экологическому стандарту Евро-5, который предусматривает существенное снижение воздействия на окружающую среду.
"Ивгортранс" получил девять низкопольных автобусов "Газель-City" вместимостью более 20 пассажиров. Автобусы также соответствуют экологическому стандарту Евро-5.
Как подчеркнули в департаменте, в Ивановской области ведется поэтапное обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта по различным программам. Ранее на магистральные маршруты областного центра вышли большие низкопольные автобусы ЛиАЗ.
Полная версия