Почему ивановская молодежь танцует под "Золотое кольцо"

9 ноября 09:20

В соцсетях сейчас появилось много видеороликов, в которых подростки "зажигают" под песни 66-летней Надежды Кадышевой, в клубах звучат ремиксы песен, которые еще недавно слушали только бабушки

На "Алых парусах" водили хороводы и распевали "Течет ручей"

Творчество ансамбля "Золотое кольцо" в прошлом году получило вторую жизнь. В соцсетях стали набирать просмотры видео с ремиксами известных всем песен, которые еще недавно слушали лишь представители старшего поколения. Поначалу феномен, который молодежь называет "кадышевизм", был скорее очередным мемом: многие считали, что подростки слушают и снимают "видосики" под песни "Золотого кольца" ради прикола и увеличения числа просмотров. Но позднее школьники и студенты начали скупать билеты на концерты певицы, подписываться на ее соцсети и буквально "зажигать" под народные песни.

Сейчас в "ВКонтакте" у Надежды Кадышевой более 8000 подписчиков. Причем комментарии пишут чаще всего школьники, некоторые признаются, что следят за графиком концертов певицы и даже ездят с родителями за ней по городам. В итоге теперь почти половина фанатов "Золотого кольца" – молодежь, которая слушает старые песни.

Многие ивановцы смотрели в этом году трансляцию праздника выпускников "Алые паруса" в Санкт-Петербурге. На набережной Невы вместе с Кадышевой про "любовь окаянную" пели тысячи подростков. Кстати, выбор звезд для этого концерта был за молодежью, и именно Надежда Кадышева стала одним из лидеров опроса. Вся страна следила за хороводами, которые водили выпускники под "Течет ручей", танцуя вприсядку.

КСТАТИ. Лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин ранее предположил, что молодые люди в России устали от рэпа и электронной музыки, в которых нет мелодичности. Автор музыкального проекта "Турбо Хтонь" Александр Рычков отметил: успех народных мотивов обусловлен тем, что они заставляют слушателей испытывать сильные эмоции.

Поначалу музыку Кадышевой включали как треш

Выпускница одной из ивановских школ Валерия Кузнецова призналась, что поначалу музыку Кадышевой они с друзьями слушали "по приколу", ставили на рингтон телефона, чтобы в школе посмеяться, когда он зазвонит, например, на уроке.

"Мы ставили ее песни, как треш, прикалывались, вспоминая, как бабули с дедами танцуют под них на ретровечеринках. А потом как-то постепенно мне стало казаться, что слова в этих песнях настоящие – про жизнь, любовь, разлуку. И они цепляют, находят отклик во мне. Есть в них какая-то честность, искренняя грусть и эмоции, которых нам так не хватает в современной попсе", – отметила девушка.

Поколение зумеров не против потусить под Кадышеву или Буланову

Теперь Валерия Кузнецова с подружками слушает и Буланову, любит Варум, знает наизусть песни "Комбинации". А еще учат и сами сочиняют частушки и теперь именно так поздравляют мам и бабушек с праздниками. Говорит, что все плачут, слушая забытые песни в исполнении молодых, и потом еще долго благодарят. А еще за счет необычного пристрастия у подростков появились общие темы для разговоров с учителями и близкими, которые недавно казались им старомодными.

Пятнадцатилетняя школьница из Комсомольска Мария Варина знает, что сверстники слушают "старую музыку", сама послушала из любопытства, но у нее "не зашло". "Я думаю, что для многих это просто такая дань моде. Например, популярны сейчас куклы Лабубу – куплю. Все курят вейп – и я покурю. Модно танцевать под Кадышеву – ну почему бы и нет. Молодые очень подвержены влиянию извне. Я же не из таких, и мне по душе старый добрый рок. У меня папа его слушает и любит, я тоже с детства привыкла. Но если вдруг включат на пати "Я не колдунья", потанцую с удовольствием. Главное, чтобы вечеринка полностью не превратилась в ретро", – говорит Мария Варина.

Западные образцы стали менее привлекательны

Многие специалисты видят в этом явлении закономерную реакцию на вызовы времени. Ивановский психолог Вера Самойлова отмечает запрос на культурный народный код и своеобразное возвращение к корням.

"В условиях информационной перегруженности и кризиса идеалов молодежь ищет опору, – говорит она. – Западные образцы больше не выглядят такими уж привлекательными. И словно в противовес у подростков возникает запрос на свое, родное, уникальное и аутентичное. И вот тут "русский код" с его образами общности, стойкости и даже где-то широты души и связи с землей, предками становится невольным психологическим убежищем".

По мнению ивановского социолога Валентина Коврова, увлечение старыми песнями совсем не связано с желанием сегодняшнего поколения вернуться в прошлое. "Это самая обычная ностальгия по незнакомому. Молодое поколение не тоскует по СССР, в котором они не жили. Они насмотрелись "Реальных пацанов", сериала "СССР" и теперь создают свой собственный образ духовной России как альтернативу непонятному настоящему и очень пугающему будущему. Это для них как способ собрать собственную идентичность из осколков большой истории, которую они знают лишь по рассказам мам или бабушек", – уверен специалист.

По его словам, повышенный интерес и любовь ко всему забытому, но близкому и русскому, может быть связан и с тем, что сейчас жители страны реже путешествуют. Они почти не ездят в Европу, Америку, а соответственно и культурного обмена стало меньше. На наших сценах мы почти не видим приезжих артистов.

"Раньше мы, как и весь мир, смотрели "Грэмми", голливудские фильмы. Сейчас многие музыкальные сервисы недоступны, новинки можно посмотреть только с помощью пиратов. И у людей возникла потребность в создании нового продукта, и желательно русскоязычного", – отмечает Валентин Ковров.

Носят кокошники и фотографируются среди берез

Ивановский гитарист Алексей Михайлов считает, что интерес к музыке прошлого у молодежи связан с явным перекосом в сторону зарубежной культуры в последнее время и с подъемом патриотизма. Он не видит ничего плохого в том, что юные носят кокошники и косоворотки, водят хороводы и фотографируются с белыми березоньками, напевая "Широка река".

По словам музыканта, ансамбль "Золотое кольцо" – не единственный, задевший за живое поколение зумеров (выросших в эпоху развития цифровых технологий). В последние годы пошла мода на ремиксы прежних хитов, а также современных исполнителей, которые поют патриотические песни с уклоном в народный фольклор.

"Речь идет о Шамане с "Я – русский" и Татьяне Куртуковой с "Матушкой-землей", например. По-моему, мода не просто на русскую, а именно на народную культуру пришла из-за усталости потребителей от однообразной современной массовой культуры. Таким образом мы сделали круг в 2000 годы, обнулились и вернули то забытое, что нас вдохновляло раньше и объединило поколения сейчас", – говорит Алексей Михайлов.

По его словам, такое обращение к истокам не может не радовать старшее поколение. Более того, они ожидают, что тренд на русское перевоплотится во что-то еще более новое.

"Ведь разве это плохо – делать красивые фотографии в полях золотой пшеницы на закате, снимать видео в народных костюмах на берегу родной реки или прячась в березках", – заключает он.

Согласно данным "Яндекс Афиши", продажи билетов на концерты таких известных артистов прошлых лет, как Надежда Кадышева, Алёна Апина и группа "Звери", за первые шесть месяцев выросли в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, только у "Золотого кольца" число проданных билетов увеличилось более чем в 30 раз, превысив отметку в 274 000 штук.
Полная версия